|
|||
|
Галина Посыпанова (Черноглаз): АРХАНГЕЛЬСКИЙ АГИТПОХОД Лето 1983 года
Командор Игорь Киреев Я разглядываю старые чёрно-белые фотографии. Какие мы были молодые! И, конечно, "чушь прекрасную несли, фонтаны били голубые и розы красные росли". Традиционный круг на перроне перед отправлением поезда. Традиционный глоток шампанского из деревянной кружки. И вот мы едем в Архангельск . Архангельск, вокзал. Запомнился вокзальный туалет - на дверях вместо традиционных "М" и "Ж" были нарисованы петушок и курочка. А дальше как обычно - холодные общежития, автобус, вечно пьяный шофер Михал Михалыч, баржа, паром, клубы, леспромхозы, стройплощадки, Красные уголки. Ассортимент Архангельских сельпо ограничивался килькой в томате и дефицитным в те времена импортным детским питанием в баночках. На половине фотографий похода запечатлены девушки, бережно прижимающие к груди эти самые баночки. А вторая половина посвящена концертам. Из дневника завхоза ( О. Посыпанов - бессменный завхоз в течение 10 походов из 12!) Завтрак: Рис - 1 пачка. Молоко - 4 банки. Яйца -21 яйцо. Хлеб - 2 батона. Масло - 100 г. Чай - пачка. Из дневника похода День третий На первом концерте в этот день в аудитории было много азербайджанских друзей. Это был честный зритель. Он не притворялся, что понимает всё происходящее на сцене. Наоборот, слушатели с неподдельным интересом разглядывали артистов. Может быть, таких девушек они ещё не видели? Выполнив свой долг перед публикой, агитпоходчики сели на баржу и... уснули, такие же невинные, честные и искренние, как их утренние зрители. Вечером в первый раз показывали "Зотову" (спектакль по рассказу А. Толстого "Гадюка"). Сильное волнение охватило всех, кто участвовал в спектакле, когда исполнительница заглавной роли, невероятно красивая и талантливая Кадрия Мухарьямова (в просторечье, Муха) рыдала на широкой груди Юры Селезнёва. Кто-то истерически смеялся, кто-то судорожно наглаживал фуляр. Однако всё кончилось благополучно, потому что Лёшка Катруха нашёл где-то зубную кость овцы. То, что это была именно она, он не сомневался. Лёшка долго предлагал её каждому за 10 рублей, а потом, отчаявшись, безвозмездно, то есть даром, отдал находку Мухе. Настроение поднялось, и всем захотелось петь. В автобусе дружно и слаженно пели старинные русские песни, не забыв и бессмертное произведение неизвестного автора "Его по морде били чайником", которое имело большой успех. Из дневника завхоза Ужин: Вермишель -1 кг. Колбаса - 1 кг. Какао - 1 пачка. Хлеб - 2 батона. Масло - от утра. Масло подсолнечное - 1 пачка. (Что же это такое 1 пачка подсолнечного масла???) Из дневника похода День шестой Первый концерт был на свиноферме, в прекрасном Красном уголке. В уголке стоял роскошный полированный письменный стол и пахло животными. На стенах - социалистические обязательства и "портреты" свиней передовых пород и качеств. Дорогой проигрыватель "Венец" и ватник заведующего дополняли интерьер. Свиноводы пришли на концерт мрачные, видимо, с трудом оторвались от любимых животных. Потом мы выяснили, в чём дело - на ферме была страда, шёл массовый опорос. Но об этом после. Сначала о концерте. На площади в пять квадратных метров, из которых три занимал вышеупомянутый письменный стол, массовое исполнение романса о Снежных Лапах Архангельской области снискало заслуженный успех, как всякий сложно задуманный цирковой номер. Дети юга поведали свинаркам и свиноводам о тяжёлой жизни лошадей, лишённых музыкальной культуры. О. Посыпанов прыгнул через стол, а А. Терехов - через стул. Работникам свинофермы, хоть и с трудом, но удалось остаться довольными. Потом, после "Звёздочек" и неумеренных восторгов, ретивая часть агитбригады двинулась вглубь свинарника на экскурсию. Вернувшись без Катрухи, она, то есть ретивая часть, долго объясняла неретивой, как им было хорошо среди свиней. Упомянутый выше Катруха задержался у красного фонаря, под которым проходила интимная жизнь благородных животных. Свет фонаря заворожил его на 40 минут. Из дневника похода День девятый Второй концерт состоялся в леспромхозе. Вначале давали "Альдебарана". Тов. Терехов, игравший Васю, провёл свою роль с большим накалом. Накаливал нашего маститого актёра его реквизит, в жизни принадлежащий знаменитому Алексею Катрухе . Это зловещий кожаный дипломат, который, раз открывшись, не закрывался, а раз закрывшись, открывался только тогда, когда это никому не нужно. В момент выяснения галактических координат звезды Альдебаран, дипломат Катрухи, звякнув наборным замком, окатил сценическое пространство водопадом батареек, фотоплёнок, гаек, шурупов и прочей мелкой дряни. Трагедию доигрывали по колено в батарейках. Из дневника похода Какой день - не помню. Числа тоже не вспомню. Но главное! Главное помню. Был день десятого концерта. Знаменательный, запоминательный, неповторимый. На нём был и торжественный выход персонажей агитбригадной "комедии масок"(О. Посыпанов - Арлекин, И. Киреев - Бригелла, Г. Черноглаз - Коломбина и др.), и песни А. Суханова (Сухарелло), и спектакль "Гадюка"- "Приключения маркитантки Зотовой"с К. Мухарьямовой (Мухарьямма) в главной роли, и лирические песни "О транспорте и детском воспитании в традициях сицилийской мафии" в исполнении "звезды вокала Флоренции "Мары Муратино (М. Муратова), и исполнитель шуток, монологов, песен и скетчей Алферкито (Л. Алфёров), и народный танец "римских сельчан""Туринские гулянья", и СТЭМ, и другие весёлые номера.
И вот Москва, перрон, прощальный крут. Как хорошо дома! Как жаль, что закончился поход! Впереди учёба, лекции, практикумы. И... репетиции, гензасы, отчётный концерт, НОВЫЙ ПОХОД! Хорошо быть молодым! Этот маленький рассказ я посвящаю своим "сопоходчикам". Перебирая старые фотографии, я с нежностью вспоминаю Лёшу Катруху , первыми словами которого после сделанного ему предложения работать в агитбригаде было: "А жену возьмёте?" Конечно, мы её взяли, и она впоследствии стала одной из наших лучших акгрис. А рафинированный интеллигент Саша Коган ! Как величественно он выглядел в роли римского императора Ромула, в тоге из простыни, покрашенной в пурпурный цвет. Иришка Лебедева , комиссар. Она отчаянно старалась найти компромисс между авторитарными и прагматичными мужчинами и романтичными, импульсивными девушками. Но с особым теплом я вспоминаю Сашу-Алфёрова ! Он был нашим режиссёром, учителем, старшим товарищем. Как вдохновенный Ной, он вёл наш корабль но городам и весям, всегда готовый к бунту, всегда без уверенности, что команда одобрит его управление, но всегда в постоянном сознании своей ответственности за этих мальчиков и девочек с их неумеренным юношеским энтузиазмом и максимализмом. Отдельное спасибо А. Алфёрову за отрывки из дневника похода. Ссылки:
|