Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Андрей Сажин: БИОЛОГИ, НА СЦЕНУ!

Период моей деятельности или, скорее, жизни в агитбригаде начался в 1972 году практически с началом учебного года, а всё завершилось в 1979 году, когда я уже как два года закончил Университет и всё свободное время отдавал творчеству в составе ансамбля "Скай" . Большое количество друзей, походов и интересных мест в поездках агитбригады с годами превратились в воспоминаниях в одни сплошные гастроли с бесконечными переездами на поездах и автобусах, концертами на скрипучих сценах с битком набитыми залами, отрывочным сном и пением в дороге, незамысловатой едой в сельских столовых, смехом "десяток-бис" и таинством "ранжиров". Были, конечно, и проводы на вокзалах с круговой чашей, песнями и новыми фулярами. Были последние полночные разговоры в поездах уже перед самой Москвой и сердечные записи от соратников в книжках, купленных по городам и весям. Было душевное пение после концертов в пустых клубах, когда разморённые после самими же приготовленного ужина мы в вповалку лежали на расстеленных прямо на сцене спальниках. А круговая чаша после первого в походе концерта и поздравления новичкам с почином, а репетиции в самых неподходящих для этого местах, а всякого рода "накладки" на концертах, смешные уже потом, когда номер благополучно заканчивался. Было всё - что бывает в агитпоходах. Традиции и обряды агитбригады 70-х вобрали в себя весь набор атрибутики и действа предыдущих поколений. Практически все стороны нашей жизни были расписаны и помогали уже прошедшим походы избежать неразберихи и неуправляемости в коллективе из 15-20 человек, треть или половина из которых была новичками. Командор и комиссар были практически на равных, и пока один, например, общался с властями где-нибудь на стороне, другой осуществлял руководство внутри группы. На комиссаре лежала также обязанность опекать наше знамя и следить, чтобы каждый день походной жизни был описан в дневнике. Кто и когда пишет дневник, знал только комиссар. Лишь потом в Москве на "гусятнике" мы зачитывали наши опусы вслух и отгадывали, кто именно описал тот или иной день. Сердце бригады - завхоз. В не очень сытые и однобразно-пищевые семидесятые именно от завхоза зависела наша работоспособность и наше настроение. Путь к сердцу агитбригадчика часто лежал через желудок. Лучшим завхозом нашего десятилетия был Саша Рубцов . Это я проверил на себе во многих походах. Должность завконцерта совмещала в себе заботу о реквизите (костюмы для танцев и драмы, сценическая обувь и много всяких полезных мелочей), а также составление программы концерта в зависимости от ситуации и возможностей места для выступления. Опять же непосредственно во время программы завконцертом следил, чтобы кто-нибудь прикорнувший за кулисой не проспал свой выход на сцену. По-моему именно в 70-е родилась должность "завмалиной" , распределяющего места для сна на сцене или других каких пригодных для этого плоскостях. На кроватях мы в те годы практически не спали, а ночевали прямо в клубах, там же, где давали концерт. Должность эта была сугубо мужская, а кандидатура на неё выбиралась женской частью бригады на жензасе. "Завмалиной" принимал заявки от бригадчиков и мог учитывать отдельные пожелания, но вердикт его был окончательным и не подлежал обсуждению. Наличие этой смешной и, на первый взгляд, ненужной должности позволяло учесть личные симпатии и антипатии, кому именно в этом месте холодно, кому жарко, кто именно и где будет храпеть. Должность "главбуха" (по старой бригадской притче "бухгалтерия" бывает женской и мужской) - должность опять же для юношей - обязывала в любом новом месте немедленно найти ближайшую "бухгалтерию", доходчиво оповестить народ о её дислокации, подходах и повесить рулон туалетной бумаги в самом доступном и удобном для всех бригадчиков месте. Должность "телёжника" была традиционной и перешла к нам от предыдущих поколений. Этот человек обязан был последним покидать места наших выступлений и ночёвок, собирая все то, что забыли нерадивые артисты: от трусов и расчёсок до важнейших предметов концертного реквизита. Кроме командора, имя "телёжника" не знал никто, а открывалось всё уже в Москве на послепоходном "гусятнике" при раздаче забытых по клубам вещей. Естественно, необходимое для концерта возвращалось сразу, но через командора и с мягкими или не очень наставлениями. Несколько слов о знамени агитбригады. В наше время их было три. Бригада была большая, в отдельные зимы мы разъезжались в походы тремя группами одновременно, и каждая хотела, естественно, иметь символ нашего единства. Поэтому девочки шили дополнительные знамёна с дятлом-желной, нашим "корабликом" и звёздочками по числу походов с номером каждого внутри. В начале 70-х в Агитбригаде, кроме традиционных цветных фуляров, появился чисто белый - для новичков, которые по каким-либо причинам не смогли пойти в поход, но потом принимали участие в отчетных концертах и смотрах самодеятельности факультета. Были и синие фуляры - именные, как кусочек знамени с дятлом и звёздами, которые торжественно повязывались старичкам, прошедшим 10 походов. В 70-е именного фуляра удостоились Ю. Каменский , А. Колесников , К. Новиков , Л. Паранюшкина . О КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЕ 70-Х. Кардинально нового в формировании концерта, пожалуй, в наше время привнесено не было, те же - пение, драма, танцы. Всё реже и реже мы готовили музыкально-патриотические композиции. Менялась страна - и жёсткая необходимость в них постепенно отпадала. В нескольких походах показ композиций случался лишь единожды - на просмотрах перед райкомовскими работниками. Рядового же зрителя больше радовали развлекательные программы. С появлением телевизоров на селе отпала необходимость в показе мультфильмов для детишек. Хотя ещё в 1973 году в Кировской области Коля Цой крутил школьникам после уроков на взятом специально из Москвы кинопроекторе сериал "Ну, погоди!" и был, пожалуй, самым востребованным у деревенской детворы. По-моему, в том же походе мы последний раз возили с собой кукольный театр, специальные номера для детей готовились всё реже. Одновременно мы наращивали свой профессионализм в танцах, драме, пении. Начнём с самого красивого и зрелищного - с танцев. Пришедшие в 70-х стройные, задорные и симпатичные Н.Митрейкина , Н.Сальникова , И.Сахарова , О.Тихоненкова задали тон в танцах на всё десятилетие. Из мужской части бригады особенно ярко выделялись Женя Шеин и Рафаэль Кадыров . Профессиональный подход к делу (девочки и Женя Шеин одновременно занимались в общеуниверситетском танцевальном ансамбле "Сувенир") вывел бригадные танцы на любимое нами и зрителем и неизбежно бисирующее действие. За годы в танцах "отметились" очень многие агит- бригадчики, наиболее заметными бессменными танцорами, кроме вышеупомянутых, были Галя Аксянова , Лариса Мартынкина , Люда Новикова , Женя Дёмина . Из мужской части, пожалуй, Саша Рубцов , Юра Амченков , Витя Литвинов , Лёша Штоль , хотя повторюсь - хоть один раз плясал практически каждый.

ДРАМА. Кроме классического "Жениха и папеньки", побывавшего во всех походах, наше поколение отметилось постановкой спектакля "А зори здесь тихие" по повести Б. Васильева. Сценарий написала и осуществила постановку к Байкальскому походу Л. Паранюшкина (лето 1973 года). Владик Арцатбанов ставил отрывки из "Пигмалиона" Б. Шоу, очень удачно шли его спектакли "Клоп" по В. Маяковскому в обработке Ю. Кима и "Голый король" по И. Шварцу. Очень хороши были на сцене тот же Владик, Кирилл Новиков , Юра Амченков , Паша Иванов , Саша Рубцов . Из девочек запомнились Галя Носова , Таня Сазонова , Лена Гуртовая . Хотя и в этом жанре за череду походов поучаствовали практически все танцоры и певцы. ПЕНИЕ. Спустя годы можно сказать, что десятилетие 70-х в агитбригаде характеризовалась небывалым подъёмом уровня песенного исполнительства. С одной стороны, это стимулировалось стремительным развитием и популярностью авторской песни в те годы, с другой - большим количеством одарённых поющих и играющих студентов, пришедших в 70-е в агитбригаду. Кроме того, очень многие имели за плечами музыкальное образование или какой иной опыт занятий музыкой. В начале десятилетия ЖМАНСы складывались вокруг Бориса Чевризова . Его сильный баритон позволил перейти от многоголосного хорового пения к сольному с использованием бэк-вокала, то есть одновременно с солистом (с мелодией) петь специально придуманные музыкальные партии без использования слов. Такие аранжировки в бригаде начал делать Саша Ким , чуть позже Саша Константинов - оба профессиональные музыканты. Прекрасно играя на гитаре, тот же Саша Ким впервые стал использовать инструментальные аранжировки к песням, что существенно украшало номер. Вообще, на песенной ниве в наше десятилетие оставили свой заметный след Л.Алёшина , М.Анищенко , М.Балакирева , М.Бежанян , Д. Богданов , Г. Бочкин и Л. Бочкин , И. Ванштейн (Соколовская) , Н. Гарин , Б. Гришкан , А. Дижур , Ю. Каменский , А. Ким , Л.Козьмина , А.Константинов , А.Костромин , Д.Левицкий , М.Любимов , Е. Милановский , О.Муратова , Л.Новикова , Л.Полоцкая , Н.Репина , А.Сажин , И.Сахарова , А.Семёнов , Т.Сокова , О.Тимофеева , В.Тетенькин , О.Тихоненкова , Е.Чебан , Б.Чевризов , С. Чистиков и Е. Шеин - один из отцов-основателей легендарного МАНСа . В середине и конце семидесятых, наряду с А. Константиновым , вокальными аранжировками несен в агитбригаде занималась Таня Сокова Необычайно музыкально одарённый человек, Таня аранжировала множество песен для ЖАНСов и ЖМАНСов в 70-е и позже - в 80-е годы. Потом, вместе с мужем Витей Кузнецовым (выходцем из первой гитарной школы-клуба КСП А. Костромина) они организовали собственную гитарную школу, которая работает и по сей день. Вообще-то в агитбригаду я не собиралась. На первом курсе я оказалась в одной группе с девочкой, с которой, как выяснилось, мы вместе учились в музыкашюй школе. Разумеется, мы подружились. Когда был объявлен набор в бригаду, мы пошли посмотреть представление. Впечатление от постановочного МАНСа и от поющих девушек (с аранжировками А. Константинова, как я узнала позже), было колоссальньш. Моя подружка засомневалась в своих силах, а я решилась попробовать себя в пении. Нас смотрели три очень взрослых человека - просто дяди - А. Константинов, С. Чистиков и Б. Чевризов, в сторонке сидела Таня Сокова. Меня взяли, хотя, как я теперь понимаю, сопрано был и так перебор, поэтому Таня для меня специально придумывала партии вокализа.

Ссылки:

  • АГИТПОХОДЫ 70-х
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»