|
|||
|
Василий Птушенко: ВОКРУГ ВЯТСКОГО АГИТПОХОДА, 2001 г
13 августа 2001 года начался Вятский агитпоход, первый летний поход за последнее десятилетие! Удивительно, что это удалось. Летом у кого практика, кто ещё учится, кто в отпуске. И каждого надо убедить в том, что две недели предельного напряжения, бессонных ночей и максимального бытового дискомфорта гораздо привлекательнее, чем "дали карельских озёр", брусника, байдарки, экспедиции, летние лагеря и путешествия по странам Европы. А репетиции? Летом в университете ужесточается пропускной режим. Не спасает даже заступничество нашего защитника и благодетеля Кирилла Николаевича Тимофеева, замдекана по учебной работе Биофака. Мрачные люди в форме временами отказываются пропускать на факультет даже тех, у кого есть официальное на то разрешение. Из-за этого часть репетиций срывается, часть проводится во дворе Биофака. А достать билеты? Это же история приключенческого, а отчасти детективного жанра. И тем не менее поход всё-таки состоялся! В последний день Чувашского агитпохода, за три часа до отхода поезда вся бригада во главе с Мегасом сидела за длиным столом в пустой школьной столовой, гулкой, с каменным полом. Ощущение конца похода было слишком острым, и Настя вдруг сказала: "Надо готовить следующий поход. Летом. Этим летом". Эти слова запомнились. Однако Настя сама признавалась, что за эти полгода она часто теряла не только надежду, но и желание сделать летний поход. И вот Настя - Анастасия Макеенко - бывший новичок, теперь наш командор, и её имя будет внесено в список агитпоходных командоров. У новичков горячие головы, их энтузиазм понятен. Но, кажется, и "старики" заразились этим энтузиазмом. Такого не было перед Чувашией, кажется, не было и перед Йошкар-Олой. А здесь... Лето, а вовсю идут репетиции. Драмьё, в том числе "Канделябры Таврические", репетируют у Мегаса в Королёве. Там же, у него дома и живут несколько дней, если не недель, поочередно сменяя друг друга. Сегодня один состав, завтра другой. Анюта Дьяконова целыми днями готовит харчи для этой оравы, а в промежутках шьёт костюмы. В Москве - пеньевые репетиции, в основном у Льва Кузнецова , иногда на Биофаке, где-нибудь на третьем этаже, или во дворе. Кроме того, готовят "Принцессу на горошине"(музыкальную сказку Н. Матвеевой в обработке А. Иващенко и Г. Васильева по мотивам одноименной сказки Г. X. Андерсена), старые биофаковские песни и ещё кучу нового... ПЕНЬЕ. У пенья в агитбригаде непростая судьба. В концертных программах агитбригады, по крайней мере в последний исторический период, пеньё имело второстепенное значение. И по отношению к нему, и по времени, которое оно занимало в программе. Крики больного в "Больной, не дёргайтесь!", шутки в "Коровке" понятнее, чем многоголосье в "Давнем", поэтому СТЭМы зритель наверняка смотреть будет, а вот слушать песни... Своим удивительным песенным обликом, обретённым после эпохи агитпоходного "межвременья" первой половины 90-х годов, бригада обязана Надежде Глаголевой . В возрождении песни в 1996-98 годах можно увидеть замечательный пример номогенеза: практически все песни, принесённые Надеждой в бригаду, найденные и собранные в разных местах, в конечном счёте оказывались "старыми биофаковскими"... Большая энергия и тонкое чувство прекрасного позволили Надежде создать в агитбригаде тот мир, в котором песни старого Биофака жили и живут самой полной жизнью. Одновременно с объёмом репертуара росло мастерство. А аппетит, как известно, приходит во время еды. В результате следующий - Ветлужский - агитпоход стал, на мой взгляд, высшей точкой песенных достижений агитбригады в тот период - и по количеству песен в программе, и по качеству их исполнения. Желание бригады петь было столь велико, что привело к одновременной подготовке песен разными поющими составами. Кроме того, Надеждой был создан ЖАНС , объединивший прекрасную половину агитбригады. В этот же период в бригаде появились песни наших друзей-ровесников: А.Нероновой , А. Левчук и творческого объединения "Колобки" (Физфак МГУ, в составе Ю. Алейник , А . и В. Богомоловых ). Но, наверное, лучшими вокальными номерами в то время были "Половодье" Н. Матвеевой, "Стоянка корабля" Ю. Мориц и Д. Бикчентаева и "Туман" Е. Клячкина. И ещё две жемчужины появились благодаря усилиям Надежды: первая - "Лужки"- известная "бард-опера""А чой-то ты во фраке?" Дм. Сухарева и С.Никитина . Вторая - загадочная музыкальная сказка "Принцесса на горошине", ставшая вершиной сценических достижений этого времени, несмотря на ироническую авторскую просьбу: "Всерьёз не принимайте, ради Бога, всё то, что вы увидите сейчас". См. Песня "листопад" Заслуги Надежды Глаголевой перед агитбригадой этим не исчерпываются. В 2001 году, приобретя статус научного сотрудника Биофака, она взяла агитбригаду под своё крыло: разрешения администрации на репетиции, заказ аудиторий, официальные письма от факультета, концерт в ДК МГУ. Ей даже удалось добиться разрешения на проведение отчётного концерта в только что отремонтированной ББА, тем самым проложив дорожку и для следующих концертов. Главными сподвижниками Надежды были Лев Кузнецов и Егор Базыкин . Лев, Лёвище - человек неистощимой фантазии, потрясающего мастерства и ошеломительной скорости во всём. Постоянные шутки, игра словами и вообще со всем, что попадётся под руку: музыкальными инструментами, предметами быта, философскими и литературными понятиями. Чувство игры во всём, что он делает, всегда превращало в радость любое дело. Он может привести в действие старую трубу без мундштука, вытащенную из-под слоя вековой пыли. Стоя на земле, играть на гитаре, подвешенной на дереве на высоте двух метров (без потери темпа и качества, разумеется). Как-то на одном из концертов Лев отыскал в артистической среди прочего хлама барабан и уже следующей песне "аккомпанировал"на нём вместо гитары. Последние пару лет не расстаётся с бас-гитарой и губной гармошкой (их у него при себе всегда набор, на все случаи жизни). Может подыграть любой песне, даже услышанной в первый раз, да и просто исполнять очень сложные в техническом отношении вещи. Однако уговорить его что-то сыграть порой отнимало много времени. В этом отношении он похож на Мишу Андреева с его "скверным характером", о котором говорится в Лялином очерке. Всегда, читая его, мы ехидно оборачивались на Лёвищу. Конечно, это и о нём. В Чувашии, в ДК, где мы ночевали, он во время завтрака отыскал где-то табличку с надписью "Председатель" и мигом водрузил её перед собой на пианино: "Льва показываю я, посмотрите, нате..."Его шутки помогали бригаде в непростых условиях похода, и в межпоходье тоже. И ещё одна черта Льва - это открытость всему новому, его умение и желание ставить вопросы. Достигнув профессиональных высот в какой-то области, Лев продолжает интересоваться не только тем, что для данной области является традиционной "исследуемой зоной". Лев - единственный известный мне человек, с которым говорить на любые темы не только можно и интересно, но и всегда результативно. Для нас Лев - хранитель биофаковского духа. Никакими словами невозможно описать, как он читал дневники Ляли Розановой, как с его помощью оживали для нас первые агитпоходы.
Для Егора Базыкина 2000-2001 годы составляют небольшую часть его агитпоходного стажа, к тому же при "занятости не на полную ставку". Тем не менее даже тогда казалось, что всё пеньё в агитбригаде держится на нём: нотировка концертного репертуара, многоголосые раскладки, звонкий голос блок-флейты в самых красивых песнях бригады, обучение зелёных новичков премудростям музыки. Биофаковские песни "делали"совместно Егор Базыкин и Лев Кузнецов . Для некоторых песен (например, "Давнее") использовались обработки А. Константинова, а также А. Иващенко и Г Васильева ("Шипучее вино"). Трудно сказать, какие чувства возникали при первой встрече с "готовой" песней: восхищения результатом или зависти к тем, кому посчастливилось её петь. Драма тогда не являлась главным интересом Егора, но в СТЭМах ему приходилось участвовать. Я, например, никогда не подозревал, что можно заметно улучшить "Несколько слов об Отелло". Но когда ему (поневоле, как часто бывает) пришлось исполнять в сценке роль преподавателя, "Отелло" заиграл яркими красками. А после нескольких выходов на сцену в роли второго (безымянного) студента в "Военной кафедре" каждый следующий исполнитель этой роли уже не желал появляться на сцене иначе, как со словами: "Студент Базыкин для сдачи экзамена прибыл!" В Ветлужском агитпоходе бригада оказалась без своих традиционных конферансье, и ему пришлось взять эту роль на себя. Что конферанс - это не заполнение неловких пауз, пока на сцене переставляют мебель, а полноценный самостоятельный номер, способный стать жемчужиной концерта, до этого приходилось слышать неоднократно. Но убедиться в этом воочию посчастливилось лишь в том походе. СБОРЫ. Памятен день отъезда в 107-й летний Вятский агитпоход. Задолго до поезда, почти с утра, мы собрались дома у командора. Среди нас - Гриша Мальцев , историк агитбригады, архивист, человек, знающий про агитбригаду больше, чем все мы, вместе взятые. И он же - мастер на все руки, потрясающий завтех. В походе он неоднократно творил поистине невозможные вещи, а его присутствие вселяло спокойствие и уверенность. Удалось пойти в поход Наташе Сбытовой . Замечательный человек, прекрасный завхоз. Очень жаль, что в этом агитпоходе эти обязанности на неё не возложили. Среди новичков - Мария Днестровская , Максим Ушаков , Мария Логачёва , Вера Сочина . Девятнадцать человек вместе с рюкзаками пытаются поместиться в маленькой однокомнатной квартирке... В конце концов Мегас не выдерживает и выгоняет всех на улицу. Затем вызывает по одному, выдаёт долю общественного снаряжения и опять выгоняет. В маленьком тихом дворе бригаде тесно. Карусель на детской площадке чуть не трещит от навалившихся на неё агитпоходчиков. Все без умолку галдят, носятся, кидаются какими-то мячиками. Наконец в "святая святых" вызван последний, все рюкзаки разобраны, и бригада двигается к метро. См. Песня "давнее" , Песня "осенняя" ДОРОГА. От Шарьи, куда прибыл поезд, до Шабалино (Ленинское), где должен состояться наш первый концерт, ещё ехать и ехать. Нужная нам электричка ушла 15 минут назад, следующая будет только вечером. И все запланированные на сегодня концерты могут быть сорваны. Звоним принимающей стороне, но встретить нас они не могут - слишком далеко. Договориться с машиной на месте самим не удаётся - кто ж повезёт 19 человек с рюкзаками. Какой-то "частник"соглашается, наконец, нас довезти, но, видимо, вовремя испугавшись, решает удрать, прежде чем мы успеваем донести вещи до машины. Пытаемся выяснить, нет ли каких дальних поездов до нашей станции. По расписанию до вечера - пусто. Двое работниц вокзала, очень солидных, сурово отвечают: "Нет-нет, сегодня не будет, можете не ждать". И тут... Как не вспомнить замечательные слова Шварца: "Чудес не бывает - говорит безумец в сердце своём. А мы только чудом и держимся!" Почти сразу вдали появляется зелёно-рыжая морда поезда. Пассажирский. Вологда-Абакан. Невероятно! Подбегаем к первому же вагону: "Не возьмете девятнадцать пассажиров, до Шабалино? К начальнику поезда? А где? Девятый вагон?" Бежим к девятому вагону. "Не возьмёте? Куда? В какие вагоны? Вот в этот и этот? Хорошо. Да, девятнадцать. Да, конечно, в тамбурах. А сколько будете стоять? Да, бежим". Сломя голову, несёмся через вокзал на площадь. "Хватайте рюкзаки, бегом..." И вот мы в поезде. Распределились по нескольким тамбурам и немного по самим вагонам. Правда, в Шабалино он остановки не делает, придётся слезать на какой-то предыдущей станции, а там - думать, как добираться дальше. Но это уже такие мелочи! Правда, эти "мелочи" оказались довольно впечатляющи. На эту станцию за нами таки присылают машину. Кажется, грузовую "Газель". Особенно удивительно было смотреть, как мы вылезаем из неё: как в сказке - изнутри втрое больше, чем снаружи. А по пути - незапланированный "концерн-репетиция в какой-то деревне. Водитель остановился у магазина, и мы, чтобы не терять времени, выстроились в ряд и стали петь. КОНЦЕРТ В ПОЛЕ. Ещё в автобусе с радостью узнали, что следующий концерт - в давно ожидаемом нами полевом стане. Вот то, о чём давно мечтали! Приехали в чисто пале, на нём сено и ветер, и, конечно, дождь (периодически). Почти все стояли на головах, барахтались в сене, бегали, кричали, смеялись, а кто поспокойнее - просто смотрел в небо... В общем, агитбригада на вольном выпасе. Место концерта - площадка, с трёх сторон окружённая высоким земляным валом. Решили давать концерт на самой площадке, внизу. Автобус - кулисы, задник - земляной вал за нами, зрительный зал - такой же вал перед нами. Зрители - в основном механизаторы, несколько женщин с детьми. Дождь уже прошёл, солнце, мы все бегаем в "зал" смотреть на выступающих. Очень неплохо выступаем, даже слышно что-то, несмотря на ветер. Зрители сдержанные, но видно, что концерт им нравится. Последняя песня - "Южных краёв не надо"- и снова все в автобусе. Наконец-то едем домой. В этот раз наш дом - танцевальный зал какого-то клуба. Место очень хорошее, двор засыпан жёлтыми листьями берёз, через забор площадка детского сада. Пока светло, идут репетиции, Вера с кем-то рисует лошадей, заврек докрашивает канотье для "Канделябров". В общем, все при деле. Успели прорепетировать набело "Принцессу". Завтра выпускаем. Ещё танцевали под разные песни, которые играли Лев с Мегасом и Егоркой. Наступила ночь. И звёзды. Я никогда не видела таких огромных и ярких звёзд. В ночной степи ни тропок, ни дорог, Лишь ветра одичавшего порыв. Земля умчалась прямо из-под ног, Нас в августовском небе позабыв. В траве зелёный огонёк: Ёж собирает ночные листья.
Мара рассказывала сказки, так что вся бригада не могла заснуть от смеха. А потом вдруг наступило утро. Утро нового дня". (Из дневника И. Глаголевой) СВЕЧА. В походе иногда случались курьёзные ситуации, находившие отражение на сцене. Однажды, после концерта в райцентре Свеча, вернувшись домой поздним вечером, долго не можем попасть внутрь - потеряли ключи. Пытаемся открыть окно, для этого - вынуть из него стекло. Делается это очень осторожно, и всё-таки стекло трескается. С трудом и не скоро попадаем внутрь через окно и только тогда решаем попробовать открыть дверь. Она, оказывается, открывается очень легко, даже и без ключа. Скоро нашёлся и ключ. Этот эпизод породил новую интерпретацию "Отеллы": "Савоськин, а зачем же он дверь-то ломал, если у него ключ был?" - "Да, Вы знаете, профессор, это такая теперь традиция: дверь сначала ломают и только потом открывают..." История с разбитым окном в Свече закончилась как-то удивительно благополучно. Неизвестно откуда в этой сельской глухомани, в субботу утром, нашлись подходящее оконное стекло и человек, который смог его отрезать. К тому моменту, когда вся бригада ещё только продирала глаза, утренний свет рассеянно освещал наш танцевальный зал через целёхонькое окно, как будто бы ничего и не случилось. Все остальные мелочи и вовсе встали на место почт и сами собой. Разумеется, стекло не стало на место само собой, равно как и всё остальные "мелочи": и стекло, и замки, и водопровод - все быстро, совершенно незаметно для окружающих и очень изящно было сделано Гришей Мальцевым , нашим завтехом. СНОВА ДОРОГА. Поход продолжается. На станции мы прощаемся с нашей сопровождающей. В ожидании электрички раза четыре перебегаем с одной платформы на другую - и вот, наконец, поезд. Тамбуры большие, и в одном из них мы сразу же устраиваем распевку. Поезд всё никак не трогается и вместо минуты по расписанию стоит уж, наверное, почти четверть часа. "Эх, вот двери бы закрыть, а, Гриш?"- пытается шутить кто-то, искоса поглядывая на завтеха. "Пожалуйста!"- без тени улыбки отвечает тот и закрывает двери электрички... Наверное, самое чудное время в походе - это дорога, когда можно вздохнуть свободно, оглядеться вокруг и задуматься. Дорога в Котельничи недлинная, часа полтора, а сколько радости! За окнами проносятся вятские леса, изредка сменяясь открытыми пространствами, то и дело пролетают мимо какие-то птицы - в общем, можно всю дорогу глаз не отрывать от окна... ОРЛОВ. Едем в райцентр Орлов. Город встретил нас восторженным рассказом о "своём славном сыне - первом русском террористе Степане Халтурине ". Но концерт, который нам пришлось давать в этом городе, оказался на редкость неудачным - зрители разговаривали, ходили по залу, светили фонариками и, кажется, не обращали ни малейшего внимания на то, что происходило на сцене. Жажда мести толкнула нас на дерзкий шаг. В посвящение "родине первого русского террориста" со сцены была спета песня А. Белого "Зажжём лампаду за Отчизну". Однако даже это не привлекло никакого внимания зала и не возымело никакого воспитательного действия. Из Орлова автобусом отправились в деревню Кузнецы. Чтобы не терять времени, Мегас вытаскивает заветную книжку Ляли Розановой с воспоминаниями о самом первом дальнем, Алтайском, походе. Удивительно, до чего же всё не изменилось! Концертную программу, оказывается, не только мы доделываем в пути, на перронах. А про наиболее необходимые вещи, "предусмотрительно убранные на самое дно", сегодня мы ещё вспомним, когда будем утомительно вытаскивать из автобуса вещи для концерта. Даже по срокам наши походы поразительно совпадают. Бывает же! Как говорится, пустячок, а приятно. Дорога наша, хорошо различимая на несколько километров вдаль, то ныряет вниз, то вновь взбирается на очередной холм. Справа за окном, за рядами деревенских домов, поблёскивает время от времени широкая голубая гладь Вятки... КУЗНЕЦЫ. На автобусной остановке перед въездом в деревню - изображение здоровенного молота, кажется, без серпа, но зато с наковальней, а посреди этого живописного полотна, во всю его ширину тянется поясняющая надпись: "Мы - кузнецы своего счастья!". После нашего концерта - дискотека, о чём в странной форме сообщает большое объявление на стене ДК ("ВХОД СВОБОДНЫЙ ПОСЛЕ КОНЦЕРТА"). Нас это не радует, поскольку ночевать нам предстоит в том же ДК. Впрочем, хорошо ещё, что не под открытым небом. Как нам объяснили наши хозяева: "Нам передали, что вы есть и спать не будете". Концерт, однако, получается весьма удачным - зрители слушают на удивление внимательно, а от "Принцессы" так и вовсе не отводят глаз. Один из зрителей скажет после концерта: "Песни у вас очень красивые, а ваша сказка - это высший пилотаж студенческой самодеятельности". Как же это приятно, когда есть люди, которым дорого то, что ты делаешь. Двигаясь от границ области к её центру, городу Кирову, бригада встречала всё менее радушный приём. В Шабалино нам радовались, встречали, провожали, старались подкормить. После первых же концертов сердобольные хозяева - начальники ДК, а то и просто местные жители - приносили нам картошку, огурцы, что-то ещё. Чем дальше, тем меньше возили и реже кормили. В городках между концертами дежурные искали столовые, в которых можно было перекусить. КИРОВ. Особенно тяжело добирались до Кирова - электричка была полная, дорога далёкая (около двух часов), а накануне была ещё и бессонная ночь. А в Кирове нас, кажется, вовсе не ждали. На концерты ездили сами, на общественном транспорте, со всем реквизитом, затрачивая на дорогу через весь город не меньше часа. Эта дополнительная статья расходов окончательно подкосила наш бюджет. Встречали приветливо, но без особой радости. Вообще, у многих осталось ощущение, что летний агитпоход заметно сложнее зимнего, даже по отношению к нам местного начальства. И всё-таки в летнем походе много своих радостей: концерт в поле, репетиции на улице, качели перед входом в ДК. Но самое памятное - это вечер после десятого концерта. Мы собрались тогда в лесу. Детский сад, в котором мы жили, стоял на краю леса. Нарубили дров, сделали навес, даже подобие кулис соорудили. Всю ночь провели вокруг костра. Перед нами тепло играло его рыжее пламя, вокруг шумели деревья. А над нами в августовском небе ярко горели звёзды. ...И мы пойдём по звёздам напрямик - Пусть этот путь не будет слишком прост, Ведь мы не из породы горемык, Совсем отвыкших в городах от звёзд. И мы не будем землю звать назад, Пускай летит - у нас другой маршрут. Пусть каждый шаг наш будит звездопад - Мальчишки звёзды утром подберут. Ссылки:
|