Ханжонков, Александр Алексеевич (27 июля (8 августа) 1877, посёлок
Верхне-Ханжёновский, Российская империя —26 сентября 1945, Ялта, СССР) —
российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер,
режиссёр, сценарист,
Родился в семье сотника, из дворян Войска Донского; отец — Алексей Петрович
Ханжёнков — был помещиком.
В 1896 году окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и был принят в
чине подхорунжего в привилегированный Донской 1-й казачий полк,
расквартированный в Москве. В 1905 году в чине подъесаула уволился в запас
по состоянию здоровья, получив причитающуюся в таких случаях по закону
выплату в 5 тысяч рублей. Эту сумму Ханжонков вкладывает в
кинопромышленность: видимо, поначалу он становится пайщиком московской
компании «Гомон и Сиверсен», которая вскоре вливается в его собственное
предприятие и на её основе Ханжонков организует на новом оборудовании
фабрику по производству кинолент в доме Саввинского подворья. Весной 1906
года создаётся на паях Торговый дом «Э. Ош и А.Ханжонков», целью которого
был прокат в России зарубежных кинофильмов и создание российских
кинолент.
9 (22) декабря 1906 года Ханжонков обращается в Московскую купеческую
управу с заявлением «об учреждении им совместно с тремя вкладчиками
Торгового дома в образе товарищества на веру под фирмою „А. Ханжонков и Ко“
с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными
фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими
товарами для фабрикации всех этих предметов». Одним из поручителей компании
был известный банкир
Иван Озеров, будущий член
Государственного Совета.
Поначалу Ханжонков занимается только кинодокументалистикой и прокатом в
России зарубежных фильмов, но уже летом 1907 года он начинает съёмки
собственной постановочной картины, которая, впрочем, закончена не
была.
2 января 1909 года (20 декабря 1908 года по старому стилю) выходит на
экраны первая художественная продукция ателье Ханжонкова — фильм «Драма в
таборе подмосковных цыган», о котором журнал «Сине-фоно» написал:
«…хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной
А.Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор
упомянутое ателье производило лишь съёмки с натуры». К этому времени в
работе в ателье Ханжонкова находятся одновременно несколько художественных
и множество документальных фильмов, которые выходят в 1909 году — в том
числе «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия»,
«Ванька-ключник» и другие. Для работы над ними он привлекает начинающего
режиссёра Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного
дома, в которой состояли тогда Александра Гончарова, Андрей Громов, Пётр
Чардынин и в которую тремя годами позже поступил Иван Мозжухин. Тематикой
картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики,
народных сказок, песен и романсов.
С конца 1910 года компания Ханжонкова
начинает издавать журнал «Вестник кинематографии». В 1913 году в
Ростове-на-Дону появляется второе издание — «Синема». С 1915 года начинает
также выходить финансируемый им журнал «Пегас», где, помимо материалов о
кино, печатались также материалы о театральной жизни, музыке, литературе и
современной культуре вообще.
На счету киноателье Ханжонкова множество важнейших достижений в развитии
российского кино. В 1911 году на экраны выходит первый в России
полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный
Ханжонковым и Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в
мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида,
или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича. С начала
1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского
кинопроизводства. В начале 1912 года его компания была преобразована в
акционерное общество «Ханжонков и К°», с уставным капиталом в 500 000
рублей.
Ханжонков был единственным из крупных российских кинопроизводителей, кто
создал в своём ателье специальный Научный отдел для съёмок образовательных,
видовых и этнографических фильмов, выпускавший ленты по сельскому
хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих
российских специалистов. Для создания некоторых из этих фильмов
привлекались лучшие силы компании: например, в фильме «Пьянство и его
последствия», помимо документальных кадров, на которых показывались ужасные
отклонения в развитии у детей алкоголиков, были и игровые сцены — Иван
Мозжухин изображал допившегося до белой горячки, который видит вылезающего
из бутылки чёртика (ещё один редкий по тем временам спецэффект,
осуществлённый Владиславом Старевичем).
Весной 1917 года Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей компании
выезжает в Крым, где организует полноценное кинопроизводство в
Ялте и в течение нескольких лет
продолжает выпускать фильмы. После разгрома армии Врангеля он в ноябре 1920
года уезжает в Константинополь, затем в Милан и Вену, где пытается
восстановить кинопроизводство. В 1922 году на арендованной вилле в Бадене
он организует исследования по созданию звуковых фильмов, однако вынужден
прекратить их из-за нехватки средств.
В 1923 году к Ханжонкову обращаются представители акционерного общества
«Русфильм» с предложением вернуться на родину. Ханжонков предложение
принимает, однако «Русфильм» закрывается, так и не начав работать.
Ханжонков некоторое время работает консультантом «Госкино», а затем
заведующим производством «Пролеткино».
В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей
«Пролеткино» был арестован по уголовному
делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге он был ввиду
отсутствия доказательств его вины освобождён, однако получил запрет на
работу в области кинематографа и был лишён политических прав. Из-за этого,
а также из-за резкого ухудшения здоровья, Ханжонков вынужден был переехать
из Москвы в Ялту.
В 1934 году Ханжонков обращается к председателю кинофотоуправления
(фактическому министру кинематографии СССР)
Борису Шумяцкому с письмом, в котором
пишет: «…Моё положение и в моральном и в материальном отношении стало
настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне
найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой
труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии
полноправным её членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на
дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в
конечном итоге — смерть от недоедания, на которую я здесь оказался
обречённым вместе со своею женою.» Письмо возымело действие — Ханжонков был
реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию. В последние
годы жизни он занимался написанием мемуаров. Его воспоминания частично
опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии» (1937).
Во время немецкой оккупации Крыма в 1941—1944 годах прикованный к
инвалидной коляске Ханжонков оставался в Ялте. Скончался 26 сентября 1945
года, похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище.
Интересные факты
8 августа 2008 года в Макеевке был открыт памятник Ханжонкову работы Зураба
Церетели.
26 августа 2011 года в Ялте в рамках XII Международного телекинофрума
«Вместе» был открыт памятник Александру Ханжонкову как основателю Ялтинской
киностудии. Памятник работы скульпторов Геннадия и Федора Паршиных
установлен в ста метрах от административного здания Ялтинской киностудии,
на пересечении улиц Боткинская и Пушкинская.