Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Гуковский Григорий Александрович

Из Шноля

Гуковский арестован и умер в тюрьме 48 лет отроду от сердечного приступа в Лефортовской тюрьме (обвинен в космополитизме!)

Из Шкловского

Гуковский, которого иногда числили в учениках Шкловского, однажды проанализировал не книгу даже, а творческий метод написания книг своего старшего товарища, да так, что они перестали разговаривать. А после этого и говорить стало невозможно. Про Гуковского, умершего 2 апреля 1950 года в "Крестах" , знаменитой петербургско- ленинградско-петербургской тюрьме, лучше всех написал Олег Проскурин: "Полемизировать с Гуковским (я имею в виду настоящую научную полемику, а не тявканье академических шавок) было не принято, как не принято полемизировать с мучениками. Сейчас, с исторической дистанции, в трагической смерти Гуковского видится не только страшная случайность, жребий, выпавший в кровавой рулетке ("любой бы мог"!), но и известная закономерность. Закономерность эта таится не только в "атмосфере эпохи", но и в самой личности этого выдающегося учёного и человека. Гуковский был блистательно талантлив и артистичен. Его лекции в Ленинграде и в Саратове (в тамошнем университете он работал во время войны и в первые послевоенные годы) собирали полные аудитории и непременно завершались шквалом аплодисментов. "Театр!" - иронически комментировал Борис Эйхенбаум , проходя мимо аудитории, где только что закончилась лекция Гуковского и откуда, по обыкновению, доносился шум оваций. "Цирк!" - злился в аналогичной ситуации академический карьерист старшего поколения. "Я имею здесь неожиданный успех - будто я заезжий столичный тенор или профессор Гуковский", - писал из Саратова пушкинист Юлиан Оксман. Гуковский действительно был артистом в полном смысле слова - отчасти, стало быть, и актёром. Как актёру ему было необходимо ощущение немедленного успеха. А для подобного успеха всегда нужно принимать правила театральной игры, господствующие "здесь и сейчас". Гуковский эти правила отлично усваивал и быстро вживался в роль, можно сказать - органически сливался с нею. "У Гуковского была сокрушительная потребность осуществления, - писала в 1980 году Лидия Гинзбург , близко знавшая Гуковского, - и он легко всякий раз подключался к актуальному на данный момент и активному. Это называется - следовать моде, на языке упрощённом, но выражающем суть дела. Мода - это всегда очень серьёзно, это кристаллизация общественной актуальности." 177ф

Ссылки:

  • Антисемитизм в СССР
  • Шноль Симон Эльевич
  • КОМАРОВ, ХУДОЖНИК ФЕДОТОВ. ШКЛОВСКИЙ-ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВАНТЮРИСТ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»