Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Размагничивание кораблей: развертывание работ с флотом 1938

Весной 1938 г. Абрам Федорович собрал совещание по этому делу, на которое он пригласил Алексея Николаевича Крылова .

Он прекрасно понимал и в магнитных свойства кораблей и в броне, и в вопросах остойчивости кораблей и так далее. Вообще это был крупнейший деятель в этой области. Ну и конечно в наших делах он тоже должен был прекрасно понимать. Затем там был магнитолог флота Верещагин . Затем Брыкин тот же самый, о котором я уже упоминал, ну и Абрам Федорович. И мне было поручено Абрамом Федоровичем доложить результаты наших работ и наше предложение, которое уже тогда было сформулировано. А тогда мы заявляли о том, что мы можем защитить корабли от мин и торпед на глубинах равных полуширине корабля. Примерно такие результаты нам удалось получить. Но если считать что корабль имеет осадку примерно четыре десятых своей ширины, или там три десятых, то видно что тут почти близко к дну находящиеся мина или торпеда уже не взрывались под кораблем, который снабжен нашими обмотками. Так что результат был очень сильный. Я доложил о тех результатах, которые у нас были получены в лаборатории, главным образом о модельных опытах и очень немножко относительно программы опытов на Дозорном , и началось обсуждение этого дела.

В этом обсуждении выступил Алексей Николаевич и сказал, что собственно, эта задача не новая, что и раньше ставилась задача уничтожения девиации компасов магнитных на кораблях, на железных судах, где как раз магнитное влияние железа корабля нужно было как-то устранить, что это хорошо разработано, но разработано для точки (где находится компас). А то что мы хотим сделать, что это задача, ставящаяся относительно полупространства, и такую задачу вряд ли можно корректно решить. Однако мы ставили вопрос себе таким образом: во-первых, нам нужно было уменьшить размер цели то есть уменьшить объем магнитного поля которое может влиять на мину. Нам не надо было его полностью уничтожать, сводить к нулю, как это желательно делать по отношению к компасам (там правда тоже остается еще остаточная девиация, неустранимая). Перед нами стояла задача приближенного решения. Во-вторых, мы к ней не подходили с точки зрения расчета необходимой конфигурации полей. Дело в том, что расчеты эти чрезвычайно сложные, и мы бы их никогда не одолели. А мы просто опытным путем подобрали компенсирующие обмотки и расположили их на корабле таким образом, чтобы удовлетворительно решать эту задачу. Конечно, мы это сначала сделали на наших вот этих дурацких моделях. Таким образом, Крылов выразил сомнение, что такая задача решаема. Ну,

Я доложил результаты наших прямых измерений на кораблях, на миноносцах, которые мы в доке мерили, рассказал, про сопоставления опытов модельных и натурных. Конечно, сопоставление это было чисто качественное - но очень важно, что мы пошли по пути удовлетворения качественным сопоставлениям и затем уже с подгонкой на реальном корабле. Потому что, конечно, создать точную магнитную модель корабля это дело немыслимое, во всяком случае, чрезвычайно долгое и трудное; на это нужно было бы убить годы.

Когда мы все это рассказали, Крылов сразу оценил наши результаты. Он очень одобрил нашу работу. А так как он ко всякому случаю жизни умел что-то такое сказать, он сказал что "а вот в моей практике тоже был похожий случай. Когда на императорской яхте "Держава" поставили динамо-машину, то оказалось что поле этой динамо-машины вызывает дополнительную девиацию компаса. И я пошел по тому же пути, который сейчас использовали вы. То есть я взял сделал обмотки возле компаса, расположенные в трех плоскостях - в плоскости горизонтальной, в плоскости вертикальной и в плоскости бакштаг и подобрал токи в этих обмотках, вернее я их поставил в шунт самой динамо-машины и поэтому в зависимости от режима работы динамо-машины у меня менялись магнитные поля этих катушек и таким образом эта дополнительная девиация была уничтожена. Но вы вот эту задачу решили для всей полуплоскости под кораблем и это конечно очень важное дело".

Вот таким образом мы получили благословение на продолжение этих работ и собственно тогда уже мы заявили о них официально, что вот мы беремся с такими-то результатами произвести компенсацию магнитного поля корабля и тут уже нам пришлось эту работу организовывать не только у нас в институте, но уже включены в эту работу были НИИ45 , включены были проектные организации, потому что мы уже к этому времени разработали методы проектирования компенсационных обмоток, методы контроля - в общем, целую кучу всяких уже произвели бумаг, которые собственно необходимо было сделать для того чтобы это дело могло стать на реальную почву. И флот с этого времени уже стал нам предоставлять без особых затруднений и крупные корабли, корабли любых классов, и нашей задачей было произвести испытания наших средств на кораблях начиная от тральщиков и кончая линкорами. Все-таки эти линкоры были примерно по 26 тысяч тонн водоизмещением и конечно представить себе как это такая махина будет обвернута обмотками и как менять ее магнитное поле было себе довольно трудно, и тут нужен был конечно прямой эксперимент.

Вот что пишет один из участников работ по противоминной защите кораблей ( Ткаченко [ 10 ]).

"Материалы исследований на модели и на лидере "Ленинград" убедили Крылова в правильности выбранного группой АП направления и работы были одобрены. В плане работ ЛФТИ на 38 год для лаб. Александрова предусмотрена тема "Магнитный метод защиты кораблей от магнитных и индукционных мин и торпед с неконтактными взрывателями" со сроком окончания 1 янв. 1939 г."

"Нужно сказать что НК ВМФ придавал очень большое значение работам ЛФТИ в области защиты кораблей, особенно после встречи весной 38 г. в Ленинграде АП с заместителем наркома ВМФ И.С.Исаковым и доклада ему об успешных экспериментах летом 37 года на лидере "Ленинград" и о намеченных испытаниях противоминной защитной системы ЛФТИ на апрель-май на О/К "Дозорный"

В марте 38 г. Исаков в письме наркому машиностроения (ЛФТИ был переведен в этот наркомат) говорит "..считаю что ... работы для НК ВМФ ... и защита кораблей от мин с неконтактными взрывателями (особенно речных) ... являются исключительно важными и их проведение желательно в самые короткие сроки. Прошу указаний директору ЛФТИ о форсировании этих работ." В [ 10 ] приводятся следующие документальные данные:

"Для проведения натурных опытов по определению возможности защиты кораблей от магнитных и индукционных мин и торпед были выбраны корабли разных классов - от малых до больших: опытный сторожевой корабль "Дозорный" (водоизмещение 120 тонн), лидер эскадренных миноносцев "Ленинград" (1200 тонн), линейный корабль "Марат" (23000 тонн). "

Далее Ткаченко пишет:

Было ясно, что для развития работ нужно установить на одном из крупных бронированных кораблей опытное защитное устройство на котором можно было бы исследовать влияние брони на эффективность работы системы, изучить влияние курсовых изменений поля и определить необходимость курсового регулирования токов, понять как влияют на стабильность поля артиллерийская стрельба, ходовые вибрации и т.д. Еще в феврале 38 г. такие работы планировалось провести на линкоре "Парижская комунна" на Черноморском флоте. Однако в дальнейшем эти работы были перенесены на Балтику и в качестве подготовки к ним на начало июня были запланированы опыты на линкоре "Марат". Практически линкор "Марат" был выделен только в начале октября 38 г. Наложение секционных обмоток и детальные измерения поля корабля позволили с относительно несложной системой размагничивающих обмоток ЛФТИ добиться уменьшения в несколько десятков раз магнитного поля самого крупного бронированного корабля Советского флота в непосредственной близости от киля. Эти эксперименты по размагничиванию крупного броневого корабля были первыми в мире. (Аналогичные работы в Англии были осуществлены только в ноябре 39 г.).

Итоги работ 38 года были суммированы АП в докладе в АН СССР в ноябре 1938 г., где отмечалось, что разработанный в ЛФТИ метод обеспечивает значительное уменьшение магнитного поля кораблей всех классов

- уменьшается не только вертикальные составляющие магнитного поля но и их производные по осям корабля.

- система ЛФТИ значительно уменьшает опасную зону воздействия неконтактного оружия.

- метод размагничивания сводится к наложению на корабль горизонтальной обмотки с неравномерным распределением относительно небольших ампер-витков в секциях по длине корабля.

Таким образом предлагаемый метод дает возможность уменьшить поражаемость кораблей советского Военно-морского флота неконтактным минно-торпедным оружием.

Для дальнейшего развития метода размагничивания планом работ на 39 год для лаборатории АП предусмотрена разработка проекта системы ЛФТИ для одного из боевых кораблей, монтаж и испытания системы и завершение опытных работ на линкоре "Марат". С 39 года в работе по защите кораблей уже в полной мере были задействованы головные судостроительные научно- исследовательские организации.

Во второй половине июня 39 г. группе АП снова выделили о/к "Дозорный" на Онежском озере для новой серии испытаний подготовленной системы ЛФТИ с участием представителей ВМФ.

Ссылки:
1. РАЗМАГНИЧИВАНИЕ КОРАБЛЕЙ (защита магнитных мин) до Войны

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»