|
|||
|
Размагничивание Дозорного на Онежском озере
Воспоминание АП [ 1 ]: В июне 39 года мы поработали с Дозорным и были у нас всякие сложные ситуации при этом. В результате я чуть не утонул на Онежском озере, где мы проводили испытания. Это было так - мы на плотике маленьком поставили все наше оборудование, множество приборов уже у нас там было сделано, это большая заслуга Бориса Александровича Гаева была - подводные приборы, подводные магнитометры он сделал прекрасные, причем очень просто, они нам обошлись можно сказать в гроши - просто мы брали якорь моторчика маленького, этот якорь ставили на ось другого моторчика, который мы крутили, подавая туда напряжение, а в том свободном якорьке в нем индуцировался ток в зависимости от магнитного поля в котором этот якорек крутился. Это были удобные магнитометры и с ними мы выполнили большую часть работ собственно во время войны. Потом у нас была английская миссия во время войны. Они приезжали по вопросам размагничивания, привозили свои приборы и эти приборы оказались немножко удобнее чем наши и мы тогда стали в Советском Союзе выпускать их приборы тоже. Но наши приборы были тоже вполне удобны и хороши и ними было работать одно удовольствие. Тем более что их можно было легко перестраивать для работы с любыми составляющими поля, чего нельзя было сделать с английскими приборами. Так что в этом отношении они были удобнее. Английские работали только на вертикальную составляющую. Так вот там на плотике было все наше оборудование, приборы, барахло. Дозорный тащил наш этот самый плотик по Онежскому озеру, где мы хотели делать испытания, и мы, конечно, все ехали на плотике. Погода была отличная, было тепло. Онежское озеро вообще-то холодное, но мы с себя все поснимали и стали там загорать на плотике, изредка спрыгивая с него и залезая обратно. Для охлаждения. Потом вдруг мы увидели что с корабля что-то упало за борт, и они стали нам кричать и показывать что это необходимо достать. Я бросился с нашего плотика и поплыл за этой чертовщиной, оказалось что это никому не нужный кранец, это такая плетеная штука, которая суется под борт корабля, когда он подходит к пристани. А за это время плотик довольно далеко утащили. Я стал плыть к нему. Оказалось, что плотик идет ровно с той же скоростью, с какой плыву я, и догнать его я ни в какую не могу. Я уже бросил конечно к чертям этот кранец и все-таки вижу, что плотик я не могу догнать. А вода-то все таки холодная. От берега было наверное около километра. Я вижу что мне безнадежно догнать этот самый плотик, а на этом пароходике Дозорном там только смеются надо мной, я взял и повернул к берегу. И поплыл. Я решил, что же я буду гоняться здесь из последних сил за этим чертовым плотиком и его не догоню в конце концов и утону. А до берега я тихо и спокойно доплыву. В конце концов километр это не такое большое дело, если не торопиться. И тут они увидели что я уже порядочно проплыл уже к берегу, уже метров 200 отмахал. Тогда они остановились, стали спускать катер, потом на катере подъехали ко мне и стали меня спасать. Конечно меня вынули. Так оказалось, что они решили что я просто-напросто смеюсь над ними, что я свободно могу догнать этот самый плотик и только держусь от него на постоянном расстоянии для того чтобы накупаться как следует быть. И решили, что если уж купать меня, так купать. И все время подбавляли но тихонечко ход. И действительно, проманежили они меня здорово. А результаты проведенной там целой серии опытов с индукционными минами получились очень хорошие. Дальнейшие события хорошо описаны у Ткаченко [ 10 ]: Была продемонстрирована (подтверждена) надежная работа защитной системы и возможность организации защиты кораблей относительно простыми средствами. Во время этих испытаний приехавший в Ленинград нарком судостроительной промышленности Тевосян И.Ф. вызвал АП, который доложил наркому о разработанном в ЛФТИ методе размагничивания кораблей и положительных результатах испытаний на "Дозорном". Был также поднят вопрос о необходимости получения кабеля, выделения кораблей, заводской разработки приспособлений для измерений поля и т.д. Всяческое содействие было обещано и помощь судостроительной промышленности стала действенной и постоянной. Запланированные испытания на линкоре "Марат", подготовка которых была начата после окончания цикла работ с "Дозорным", были отменены и перенесены на 40 год после 1 сентября 1939 г. - начала второй мировой войны, развязанной Гитлером. Ссылки:
|