|
|||
|
АПЛ (атомные подводные лодки второго и следующих поколений)
Источник: Хлопкин Н.С.: Атомный флот, история и достижения и Воспоминания Александрова А.П На втором поколении подводных лодок главной моей заботой было повышение работоспособности активных зон нового типа, тепловыделяющие элементы которых выходили ранее назначенного срока. В петлевых испытаниях на номинальном уровне мощности при максимальных температурах твэлы вырабатывали назначенный ресурс, а на кораблях, где они, казалось, работали при более низких мощностях и температурах, их работоспособность значительно понижалась. Под научным руководством А.П. Александрова (см. фото) в это же время были разработаны и построены также атомные лодки с жидкометаллическим теплоносителем в первом контуре, главными конструкторами этих реакторных установок были И.И. Африкантов и В.В. Стекольников ( рис. 6 ). Благодаря компактности мощной ядерно-энергетической установки, лодки имели малое водоизмещение и высокую скорость; комплексная автоматизация была осуществлена наиболее полно; экипаж был сокращен примерно втрое. Достижения жидкометаллического направления стимулировали работы по усовершенствованию реакторных установок с водяным теплоносителем, главным конструктором которых стал Ф.М. Митенков . Было создано их третье поколение: вдвое повышены мощность и энергозапас активных зон без увеличения их размеров, увеличен ресурс всего оборудования, снижена его шумность, повышена маневренность установок с одновременным упрощением систем управления, введена комплексная автоматизация ( рис. 7 ). Сейчас разработаны и строятся малошумные лодки с мощными ядерно- энергетическими установками четвертого поколения. Разрабатываются концепции ядерно-энергетических установок пятого поколения. Есть разработки и в других областях морской энергетики. В эксплуатации находятся четыре атомных тяжелых крейсера с ракетным вооружением. Ссылки:
|