Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Размагничивание под Архангельском (Сейчас завод в Северодвинске)

А нам передали команду отправляться в Архангельск - потому что там нужно было подготовить некоторые корабли ледокольные - это собственно не ледоколы были а ледокольные пароходы. Один назывался "Сталин", другой назывался "Молотов". Они были там на заводе недалеко от Архангельска.

Надо было туда добраться. Нам сказали, что лететь на самолете невозможно, а единственное что мы можем сделать - это доехать до Кандалакши по железной дороге от Мурманска, а в Кандалакше сесть на госпитальное судно, которое вывозит раненых.

Ну, мы туда поехали. Нам на дорогу Головко распорядился дать 5 литров спирта Рижского и нам дали этот спирт. Мы приехали в Кандалакшу, нас взяли на госпитальное судно. И на этом госпитальном судне через Белое море мы отправились в Архангельск. По дороге нас немножко там бомбили, но в общем все обошлось благополучно.

Кстати, когда мы в Архангельске в первый раз были, когда только приехали из Севастополя, мы конечно были в довольно легкомысленном виде и в кожаных курточках и кожаных штанах, и Папанин на нас набросился, а он был там уполномоченным комитета обороны, сказал что на Севере пропадем и что приехали мы пижонами, и дал команду чтобы нам выдать все ватное, теплое и полушубки и все-все как следует быть экипировать, и он там здорово нас одел.

Оказалось что мы должны не в самом Архангельске работать а примерно в 50 километрах от Архангельска, строился большой судостроительный завод - это в устье Двины - и вот на этом заводе то и были эти вот ледокольные пароходы, которые нам нужно было размагничивать.

К этому времени у нас двое наших были уже в Архангельске, они подготовили там целую станцию размагничивания, им дали для этого такую большую финскую баржу с прекрасной печкой, в общем отлично оборудованную для тамошних условий, и вот нам нужно было переправиться туда - это место называлось Молот.

Вскоре мы туда и прибыли. Завод уже действовал, хотя был еще далеко не достроен, и эти корабли достраивались на этом заводе. Оказалось, что на этот завод стащили огромное количество кабеля, который вывозили из Германии и других мест, и там было все что нам необходимо, но никто там не знал где что. Потому что все это привозили туда в спешном порядке, вываливали прямо на берег и стояло там все неизвестно как. И вот там военпред сказал мне "Вы знаете что, Анатолий Петрович, вот тут работают по строительству завода заключенные. Вы напишите марки кабеля, которые Вам нужны, а я приведу к Вам их главного. Вы ему там потом поставьте после этого может быть литр спирта, мы Вам его тут на заводе выдадим, и дайте ему поручение искать этот кабель. Это самым аккуратным образом они Вам все найдут". И действительно, привел он такого здоровенного верзилу, этот верзила привел с собой какого-то такого тщедушного интеллигента, видимо это был инженер, потому что он свободно читал - я там и немецкие марки кабелей указал.

Он свободно это все читал, спросил что можно чем заменить, каких других заводов и другие марки кабелей. Я ему написал прямо там формулы, по которым можно рассчитывать замену кабелей одних марок другими. И действительно на следующий день или там через два дня они мне принесли большую таблицу где просто было указано где какие катушки лежат нужных нам марок. Это нам надо сказать страшно помогло. И на заводе наша работа быстро очень пошла. Мы сразу запустили на обоих кораблях работу.

Что касается самого завода, то меня тогда потряс совершенно механический цех этого завода. Казалось бы, завод для военных нужд в основном работает, но когда я пришел туда, там происходила такая процедура что вручали знамя переходящее лучшей бригаде. (потом меня вспомнили работники завода уже много позже, после войны. Там у них это в музее есть). Так вот, там ребята, лет по 12 ребята вероятно. Они все стояли у станков эти ребята. И вручают знамя лучшему бригадиру, а этот бригадир буквально от горшка два вершка.

Ну, на том заводе, у них с военного времени остались некоторые снимки и то, что у них в заводском музее. И там как раз отражены и эти работы по размагничиванию, когда я эти работы там проводил, и то чем позже я занимался на этом заводе. И вот те же самые мальчики, сейчас они стали бригадирами, инженерами и все что хотите - из них многие остались работать на заводе. Мне в этом музее подарили несколько фотографий , в том числе вот такую сцену вручения знамени. Я конечно не могу сказать, что это тот самый мальчишка, которого я видел - но все они были одинаково маленькие и одинаково чумазые. Мы сейчас живем и не чувствуем и не знаем, как оно было, а это кошмар. Жил я в это время в городе, а город ( Северодвинск сейчас) только строился .

Эти корабли ледокольного типа, с которыми мы работали, предназначались для того чтобы им проходить через горло Белого моря и чтобы можно было в случае ухудшения ледовой обстановки проводить конвои - потому что иначе если начнет замерзать Белое море их никуда не доведешь, до Архангельска не доведешь.

Ссылки:

  • Размагничивание: работы на Северном флоте
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»