Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Александров А.П.: проход плотов через Днепровские пороги

Источник: Воспоминания Александрова А.П 

Мы жили на этом месте (после крушения) дня три, насколько я помню, мы съездили в село Чапли и в село Старые Кайдаки, и там купили кое- какой еды . А потом мы там присутствовали при удивительном зрелище - как снаряжают плоты чтобы пропускать через пороги. Там их перевязывали из обычного плота довольно широкого, который по Днепру обычно плавает. Перевязывают в такую узкую довольно ленту шириной вероятно метров восемь, не больше, а может быть даже и меньше, метров шесть. В этой длинной ленте спереди и сзади, т.е. в носовой части и в кормовой делаются громадные уключины из больших бревен и ставится по нескольку весел, причем эти весла тоже необычные, это большие бревна, только слегка подтесанные для того чтобы они были полегче. И таким веслом гребут обычно шесть человек. В передней части плота всегда ставили два таких весла и 12 человек должны были грести этими веслами и назначение этих весел было только направить плот, в этот самый Казачий ход. Там кроме Казачьего хода через некоторые пороги были еще и каналы сделаны. Это еще при Екатерине они были сделаны. Но этими каналами пользовались очень мало. Только через Ненасытецкий порог пользовались каналом. А в других местах ход в них был настолько затруднен что плоты туда нельзя было пропустить и обычно пользовались только Казачьим ходом для спуска плотов. Сзади плота тоже устанавливались такие весла, если впереди два, то обычно сзади ставили три таких весла, и тоже там человек по шесть на каждое весло, а иногда по четыре, управляли кормовой частью плота. И задача состояла в том, чтобы еще не входя в порог поставить плот таким образом, чтобы его пронесло течением уже обязательно через переднюю часть Казачьего хода. Когда плот входил в порог, то все эти плотовщики, которые стояли на веслах, отбегали от весел и бежали к середине плота.

Техника была такая, что перевязка плотов и затем их сплав через пороги - это была специальная операция, которую могли выполнять только те лоцманы, которые жили в селах Кайдаки и Чапли . И всегда назначался старший лоцман, который должен был проводить плот. И все плотовщики одевали белые рубахи обязательно, штаны там как попало, а рубахи белые. Этот вот главный плотовщик надевал на себя смушковую шапку казачью. Потом обязательно служился молебен. Попик какой-то приходил из церкви в Чаплях или в Кайдаках, большей частью это в Кайдаках происходило. Потом они выпивали по чарке водки (это все было за казенный счет) и после этого плот трогался в порог. У главного лоцмана было особое место. Это был такой помост в середине плота. Помост, потому что часть волн перекатывалась через плот и можно было с ними и унырнуть.

Кроме того еще интересно было, что к плоту снаружи привязывались отдельные бревна, их делали вероятно штук 30, на тот случай что если плот пойдет неправильно его начнет разбивать в пороге, то тогда плотовщики из плота убегали на эти бревна, и либо плыли рядом с плотом держась за эти бревна, либо отдельно с этими бревнами проплывали через порог. Дело в том, что когда плот сбивался с пути и начинал цеплять за камни то отдельные бревна выскакивали из плота, становились вертикально и лупили по этому плоту. А кроме того бревна на плоту все ходили - то разойдутся, причем так на метр, то вдруг сплотятся вместе и целая груда их образуется. Так что это как на ножницах таких скакать нужно было на этом самом плоту, и провалиться туда между бревнами это было конечно абсолютно смертельное дело. А вот в эти бревна, которые были сбоку обязательно были врублены топоры, для того чтобы можно было перерубить веревку привязывающую бревно к плоту и освободить его совсем. Если плот попал уже в тяжелое положение, то тогда люди на этих бревнах уже отдельно отправляются в плавание, там кто как выплывет. Я видел такой очень тяжелый один случай, когда плот в Жванецком пороге сбился с хода и когда на нем там ершами становились бревна штуки по четыре сразу и с грохотом валились туда, и отдельные бревна застревали в камнях, и их ломало и перемалывало буквально как спички, это было ужасное зрелище, просто кошмарное зрелище. Но люди все уцелели надо сказать. Как-то они с этими отдельными бревнами ускакали и более или менее благополучно спаслись - кто где на камне сидел, кто еще где, кто выплыл через порог вниз. Но их потом всех собрали. Лоцман тоже на этом бревне уцелел и сразу же причалил к какому-то камню. Он стоял на камне и наблюдал оттуда за всем этим зрелищем. Иногда еще за плотом привязывали дуб, это такая большая лодка была с высоким бортом. Он мог на любой там волне ходить. Иногда привязывали дуб и пользовались этим дубом чтобы спасаться.

Я видел много случаев, ну вероятно с десяток, как плоты частично страдали - от них отрывались куски. А вот такой случай полного разбивания плота это я видел только один раз, и это надо сказать страшное было зрелище. В это время, когда еще не очень низкая вода, каждый день сплавляли по 2-3 плота, а иногда и больше. Так что это довольно такое мощное дело там было, мощный промысел.

Ссылки:

  • АЛЕКСАНДРОВ А.П.: путешествия по Днепру в довоенные годы
  • Александров А.П. и Борис Кочановский: крушение на Кайдацком пороге
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»