Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Александров А.П.: учитель в 79 школе в Киеве (1922/23-1930)

Источник: Воспоминания Александрова А.П 

Я приехал в Киев и здесь встретился с преподавателем 79 школы (тогда уже труд. Школы образовались) Лукашевичем Николаем Ивановичем . Он меня знал по этому кружку и еще существовали остатки этого кружка. Ну и он меня взял себе в школу в качестве лаборанта (хотя такой официальной должности не было). Но в школе он мне поручил вести преподавание в нескольких классах, и я начал это делать. И дальше дело пошло, дальше я стал полноправным преподавателем в 79 школе и преподавал физику и химию в старших классах. Даже химия тогда меня увлекала очень сильно, вероятно просто потому что все было доступнее по химии чем по физике, никаких специальных приборов не нужно было и можно было делать всякие такие шикарные опыты. Я очень любил на уроках всякие блистательные опыты ставить, за что меня тогда не хвалили, когда происходили всякие взрывы.

Я помню, как-то мне нужно было в 5 класс идти (а 5 класс всегда считался самый сложный, потому что там ребята были лет по 12-13 и это была такая банда какая только могла быть). Вот я в первый раз получил 5 класс, а до этого я уже преподавал в 7 классе, а они там значит подняли шум, крик, тарарам какой-то невероятный. Я подошел к столу, послушал - а они никак не хотят утихомирится - я как треснул кулаком по столу. Кулак у меня был здоровый, а стол хлипкий, и дека стола распалась на три части. Вот тут они замолкли и почувствовали ко мне уважение. И с тех пор никаких вопросов о дисциплине у меня там не было. А вообще надо сказать что в школе было очень приятно. Я был почти того же возраста что и ученики, ходил с ними на экскурсии, преподавал я им так что им было интересно, и мне самому было интересно, потому что многие вещи я при этом впервые выучивал. С ними мы ходили на заводы и так далее, всюду мы ходили. Ездили мы даже на какие то дальние экскурсии.

Я конечно организовал там тоже физико-химический кружок при нашем физическом кабинете. И ребята можно сказать на руках меня носили. У меня с ними были отличные отношения. Это просто дало мне очень много, то что я преподавал в школе. Занимался я серьезно, готовился серьезно. И даже стал известным в Киеве учителем, потому что ко мне приводили экскурсии (но это правда не мое собственное достоинство, а достоинство физического кабинета, который там был и который мы оснастили всякими самодельными приборами кружковскими). Но тогда туда приводили даже на показательные уроки из других школ ребят целыми классами, и я им там читал лекции по физике.

В это время были программы, но все это еще страшно было неупорядоченно. Были учебники, но их было мало во-первых и во-вторых в большей части это были переводные учебники из американских школ, которые работали по Дельтаплан, лабораторным методом. Это вовсе не подходило для преподавания в школе с лекционным методом, как это у нас было. Ну и поэтому мы пробовали вводить этот самый Дальтон-план. Это было там довольно удивительным явлением. При работе кружка произошла одна смешная история. В кружке был обстоятельный доклад по модели атома, предложенной Резерфордом. Этот доклад вызвал у слушателей большой интерес, и было решено написать письмо Резерфорду с просьбой прислать оттиски его последних работ на эту тему. Письмо было совместно написано, переведено учителем немецкого языка и отправлено в Англию. Через некоторое время пришли оттиски от Резерфорда. (О судьбе письма из кружка Анатолий Петрович случайно узнал примерно через 50 лет от П.Л. Капицы , который как раз работал у Резерфорда во время получения письма. По словам Капицы, а он в то время был единственным русским в Резерфордовской лаборатории, к нему обратился Резерфорд с просьбой прокомментировать необычное письмо из России. Оказалось что при переводе такого нового термина как ядро атома учителем немецкого языка была допущена ошибка и Резерфорду приписывалась честь расщепления не ядра, а яйца (детали организма). Эта история, помимо ее юмористической стороны, показывает уровень интересов участников школьного физического кружка. П.А.)

Я там преподавал в школе долго - с 22 или 23 года и по 30 год, а в 1924 -м я поступил в университет, и преподавал в этой же самой школе.

Ссылки:
1. О работе с Александровым А.П. вице-президент АНСССР К.В.Фролов
2. АЛЕКСАНДРОВ А.П.: СЕМЬЯ И ЖИЗНЬ В КИЕВЕ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»