Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Майоров А.М.: Решено руководство действиями в "спец-зонах" передать местным начальникам

Исходя из политических приоритетов той поры, кто-то из моих товарищей (к сожалению забыл, кто именно - настолько плотно мы работали по принципу коллективной мозговой атаки) предложил упростить руководство боевыми действиями в провинциях, объединив их в так называемые зоны, и передать значительную долю ответственности местным должностным лицам, контролирующим положение и имеющим в своем распоряжении дежурные подразделения и части афганской армии и 40-й армии. Тщательно взвесили все "за" и "против". Затем проконсультировались и согласовали реализацию новой идеи с Нуром , Зераем , Кештмандом и Бабраком - им, чувствовалось, нравится новая концепция, по которой бремя ответственности за установление власти можно будет разделить, а то и вовсе свалить на провинциальных деятелей.

Заручившись согласием посла, представителей ЦК КПСС и КГБ, я доложил о наших намерениях Ахромееву , Соколову , Епишеву , Огаркову и просил поддержки - ведь окончательное решение должно было приниматься на заседании Комиссии . Как-то вечером, я уже был на вилле, на меня по "булаве" вышел Устинов . По обыкновению, коротко доложил ему оперативную обстановку. А он спросил: - Вы что - отбрыкиваетесь от установления власти в аулах? А? - Наоборот, товарищ министр, еще более пристально этим занимаюсь. По опыту общения с Дмитрием Федоровичем, я уже давно знал: если я в чем- то убежден - не уступать ему ни в коем случае! - Со всеми ли согласованы ваши намерения? С товарищем Бабраком? С товарищем О. Опять вспомнил этого товарища! - Да, со всеми. - Сколько будет этих? зон. - Семь или восемь. - До десяти-то надо уметь считать! На этом разговор и окончился. Глубокой ночью позвонил мне Ахромеев. Просил, чтобы сегодня же я представил в Москву доклад с обоснованием создания зон. - Сколько их все-таки? - Восемь, восемь, Сережа! - Обязательно растолкуй в своем докладе, что планирование, организация и руководство всеми (всеми!) боевыми действиями по-прежнему остается за ГВС и его Штабом. А зоны создаются в интересах оперативности и надежности установления власти на местах. Именно на этом сделай упор. - Хорошо, сделаю. - Желаю!.. Тренируйся в счете, хотя бы до десяти! - и он рассмеялся. Ахромеев уколол меня в отместку за размолвку на аэродроме при отлете в Москву группы Соколова. Ладно, пускай - лишь бы дело двигалось.

Я знал, что мое предложение будет изучено в Генштабе, о нем доложат министру и, если он согласится, рассмотрят затем на заседании Комиссии ПБ. В конце концов в Москве все было принято один к одному. И мы надеялись, что теперь-то уж после наших успешных боевых действий установление власти на местах пойдет полным ходом. Итак, мы создали восемь зон . Зона Северо-Восток: Провинции Бадахшан, Тахар, Кундуз, Баглан - с центром в Кундузе. Зона Север: Провинции Саманган, Балх, Джаузджан, Фарьяб - с центром в Мазари-Шарифе. Зона Северо-Запад: Провинции Герат, Бадгис, Гур - с центром в Герате. Зона Юго-Запад: Провинции Фарах, Нимруз - с центром в Фарахе. Зона Юг: Провинции Кандагар, Заболь, Урузган, Гильменд - с центром в Кандагаре. Зона Юго- Восток: Провинции Пактика, Пахтия, Газни - с центром в Газни. Зона Восток: Провинции Кунар, Лагман, Нангархар - с центром в Джелалабаде. Зона Центр: Провинции Кабул, Бамиан, Парван - с центром в Кабуле.

Каков был критерий соединения именно данных провинций в одну зону? Мы исходили прежде всего из признаков традиционных географических, экономических и политических связей между провинциями, и, конечно, же учитывали известные нам личные отношения между руководящими верхами данных провинций. В каждую зону решением Реввоенсовета ДРА назначался чрезвычайный уполномоченный правительства Афганистана. На такие должности ставились, как правило, видные парчамисты. Например, в Герат направили Сарваланда , заместителя Кештманда и одного из теоретиков парчамизма. Практиковалось и совмещение должности губернатора провинции с должностью чрезвычайного уполномоченного, так, например, как было в Кандагаре. Здесь не могу не сказать, что, по моему мнению, одной из причин, по которой афганское руководство легко согласилось разделить страну на военно-политические зоны, было стремление таким образом еще сильнее укрепить позиции парчамизма. С советской стороны в каждой зоне были представитель ЦК КПСС, представитель КГБ (закрытое лицо под другой "крышей") и старший воинский начальник, как правило, в ранге командира корпуса или заместителя командующего армией. (Так, например, представителями Советских Вооруженных Сил были: в зоне Северо-Запад - генерал-лейтенант Бабинский Виталий Валерьянович , служивший до этого командиром корпуса в Кутаиси; в зоне Север - генерал Гого Гуджабидзе , заместитель командарма из ПрибВО. А представителем ЦК КПСС в зоне Восток

- Шенин Олег Семенович , прибывший с должности одного из секретарей Красноярского крайкома КПСС.) Так вот, четыре названных должностных лица - один афганец и трое наших - должны были, исходя из нашего плана боевых действий на очередные два месяца, осуществлять соответствующие операции в своей зоне, причем, находясь в постоянном контакте с нами, чтобы вносить все необходимые коррективы. (А коррективы, повторюсь, вызывались меняющейся тактикой нашего противника, его действиями, которые отнюдь не всегда были нам заранее известны.) Наличие у "четверки" чрезвычайных полномочий вселяло в нас уверенность, что насаждение и укрепление народно-демократической власти пойдет триумфально. (Правда возникал вопрос: кто же все-таки будет в этой вновь созданной администрации главным лицом. С одной стороны, доверять ведение боев кабульским представителям было нельзя, с другой - они и сами не горели желанием взять на себя ответственность - дескать, целее будут. Ладно, посмотрим на представителя ЦК КПСС - его поддерживает своей властью и авторитетом посол и представитель ЦК в посольстве. Цековцам были не чужды мнительность и одновременно политические амбиции. Однако задачи-то предстояло решать не только политические, но прежде всего военные. А чтобы воевать - надо соображать КАК воевать. Надо планировать, организовывать и - вести людей в бой. Генералы на это способны, они этому учились, а вот способен ли секретарь ЦК поднять людей в атаку? - не знаю, не знаю? Может быть, и способен. Может быть он даже способен уложить людей? да только нам, профессионалам, менее всего хочется жертвовать чьими-то жизнями, потому что профессионализм не в том чтобы умереть, а в том, чтобы выйти из боя живым и невредимым, победив врага. Кажется, меня немного потянуло на банальности.) Огарков понял смысл нововведения и принял его. Устинов покряхтел сначала: дескать не уходит ли ГВС от конкретного руководства боевыми действиями? Но ему объяснили, что невозможно постоянно всем руководить из центра, что нужны авторитетные люди, которые несли бы ответственность за положение в регионах. И Устинов сумел отделить зерна от плевел. И вот уже в январе- феврале мы смело и окончательно перешли к новой организационной схеме своих действий в Афганистане. Позднее я не раз спрашивал себя: почему же мы не смогли тогда в 1980-1981 годах успешно закончить войну в Афганистане? Авангардная партия у народа была, в Кабуле и провинциальных центрах власть держалась твердо, режим Бабрака опирался на огромную армию, на СГИ, ее Хад, на Царандой, на 40-ю армию - и тем не менее взять под контроль всю страну, установить повсюду народно- демократическую власть - не удавалось! Это нам было непонятно!

Ссылки:

  • ГЛАВНЫЙ ВОЕННЫЙ СОВЕТНИК МАЙОРОВ А.М. В ГОСПИТАЛЕ ПЕРЕОСМЫСЛИВАЕТ СИТУАЦИЮ В АФГАНИСТАНЕ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»