|
|||
|
Як-8 пассажирский самолет
Угловатые формы фюзеляжей в духе военного времени уступили место округлым, салон был расширен и удлинен, в нем установили восемь мягких удобных кресел, вместо верхнего лаза фонаря для экипажа и пассажиров была прорублена нормальная боковая дверь и устроены возле каждого пассажирского кресла иллюминаторы округленной формы. Форсированные моторы 140 л.с. М-11Ф , модифицированные из М-11 (110 л.с.), снабдили индивидуальными обтекателями каждого цилиндра и металлическими винтами с изменяемым в полете шагом лопастей. Приятная внутренняя и внешняя отделка придавали самолету привлекательный вид. Вертикальное оперение несколько изменили, увеличив его площадь и слегка изменив форму обводов. Добротность основательного Синицына передалась его детищу, но тяжеловесность некоторых элементов конструкции которого бросалась в глаза. Заспорив по этому поводу с фанатичным поклонником Синицына Стасевичем , его старым знакомым, я похвалился, что смогу дублер облегчить на четверть тонны без ущерба для прочности конструкции. Пари, всего три бутылки пива, я выиграл, когда Як-8-II был поставлен на весы. Второй курьезный случай произошел в ГК НИИ ВВС в конце госиспытаний. На обычный вопрос Яковлева: "Как дела?", я ответил: - Нормально. Уже пишут отчет с заключением "самолет прошел госиспытания удовлетворительно и может быть рекомендован для серийного производства". - А много ли замечаний? - Всего одиннадцать пунктов, да и те пустяковые, их, при желании, можно было бы за сутки устранить. - Вот вы и устраните. Чтобы акт был чистым. - Вам ничего сказать нельзя, вы сразу ловите на слове. - А вы не бросайтесь словами. - Я бы взялся устранить за сутки, но нужны некоторые предварительные подготовительные проработки на заводе. - Даю вам два дня на подготовку. Затем едете в НИИ и за сутки устраните замечания. Идите сейчас к Машею и Ястребову и от моего имени передайте им, чтобы вам было оказано необходимое содействие. Все. Когда на третий день мы ехали мимо Беговой улицы ранним - ранним холодным осенним утром, по крыше кабины шофера, в которой сидел и я, сильно застучали. - Вы чего - спрашиваю я, когда мы остановились. - Здесь рядом живет Ильин. Он плохо оделся. Хочет сбегать домой, захватить куртку, а то что-то свежо. - Давай, только побыстрей. Илья Ильин , в накинутой на плечи куртке, вскоре взобрался в кузов крытого грузовика, где сидело человек двадцать рабочих - бригада нашего завода. В Чкаловской , в ГК НИИ ВВС , нас ждали и, вопреки правилам, пропустили на территорию Института без пропусков. Я сразу поднялся на третий этаж к своему старому знакомому Василию Холопову , бывшему ведущим инженером еще по ББ-22 . Поговорив о том о сем, я с удивлением заметил, глядя в окно, что из машины никто не выходит и не идет в ангар, где стоит Як-8. "Что за черт, думаю, они что, дороги, что ли, не знают?. - Я сейчас,- говорю Холопову,- сбегаю к машине. Заглянув внутрь, я опешил. Она была полна вдрызг пьяными рабочими. Оказывается, бутыль со спиртом, выпрошенная мной у Ястребова для "обмывания" окончания работы, уже опустошена по дороге. Ильин, бегавший домой якобы за курткой, под ее прикрытием принес бидон воды, смешав которую с пятью литрами спирта, получили примерно по пол-литра водки на брата. Работа, как мне сразу представилось, сорвана начисто. Что же делать? А тут еще этот Ильин, низкорослый крепыш, с пьяным нахальством лезет ко мне с задиристым видом и бессвязным бормотанием. - Ах, ты еще и дебоширить? На! Моя досада сорвалась с плеча в скулу, справа. Ильин молча упал и не шевелился. Как ни была пьяна команда, а рукоприкладство произвело отрезвляющее действие, по крайней мере, на многих. Ильина подняли и положили в грузовик на лавку. Некоторые, пошатываясь, побрели в ангар. Другие стали укладываться на пол, где уже спали несколько человек. Часа через два половина проспавшихся принялась за работу, через пять - заработали почти все. О, великий, могучий русский народ! К утру следующего дня вся работа была полностью выполнена, акт подписан без замечаний. И, что интересно, никто никогда не заикнулся об этом инциденте, все осталось шито - крыто, и только теперь, спустя 60 лет, я сам со стыдом признаюсь во всем. Во время заводских испытаний я с замиранием сердца, сидя справа от летчика - испытателя Федрови , следил за его лихими боевыми разворотами, которые он вытворял на Як-8, будто он управляет не пассажирским самолетом, а одноместным истребителем. На мои предостережения он не обращал ровно никакого внимания, а только покрикивал: "Крути штурвальчики винтов веселей, опять винты у тебя раскрутились до безобразия". Шасси самолета убиралось в полете. Несмотря на увеличенную грузоподъемность, самолет мог развивать скорость 250 км/ч (вместо 220 км/ч у Як-6). В сентябре 1944 года второй Як-8 успешно прошел госиспытания и был рекомендован в серию, но фактически не строился - в авиастроении уже переходили на металлические пассажирские самолеты . Ссылки:
|