|
|||
|
МОПИ [Войнович В.Н. в Москве]
На этот стишок обратил внимание (и пятьдесят лет помнит) один из участников нашей бригады - Игорь Дуэль . Он был студентом Московского областного педагогического института (МОПИ) имени Крупской , кем и мне советовал стать. С чем я согласился, решив, что уж если не попал в заведение, где учат на писателей, то поступлю хотя бы туда, где учат на учителей, - лишь бы в перспективе было высшее образование, о котором моя мама мечтала больше, чем я. В свое время она, как и отец, беспечно относилась к тому, что я не учился, но теперь забеспокоилась. Я и без Дуэля уже нацеливался на МОПИ, потому что он был в пяти минутах ходьбы от дому, а исторический факультет я предпочел филологическому, потому что срок обучения на нем был четыре года, а не пять. Люди, имевшие трудовой стаж или службу в армии, шли вне конкурса, а у меня за плечами и то, и другое. Тем не менее вступительные экзамены хотя бы на тройки сдать было надо. Мои знания разных предметов по той причине, что из десяти классов средней школы я в пяти не учился, выглядели очень нестандартными. Чтото я знал выше требуемого уровня и даже намного, но о чем-то, известном каждому пятикласснику, не имел ни малейшего представления. Первый экзамен по древнерусской истории я сдал на пятерку с ощущением, что ориентировался в предмете лучше экзаменатора. Вторую пятерку получил за сочинение. На немецком сильно плавал и уже думал, что не пройду. Но преподавательница сказала, что, к сожалению, больше тройки поставить мне никак не может, чем очень меня утешила: при наличии двух пятерок тройки по остальным предметам меня устраивали. Принимавший экзамен по русскому устному молодой человек, может быть, из аспирантов, быстро обнаружил, что с грамматикой я практически не знаком. Заметив, что я не очень знаю разницу между причастием и деепричастием, он вздохнул и развел руками: - Вам впору двойку ставить. Я возразил: - Но это будет несправедливо. Он спросил: - Почему? - Потому что я плохо знаю правила, но пишу грамотно. Он покачал головой: - Нет, вы не можете писать грамотно. Я попытался его уверить, что могу. Он не верил. Я сказал: - Но я сочинение написал на пятерку. Он насмешливо сощурил глаза: -Так-таки на пятерку? Я предложил проверить. Он не поленился, пошел, проверил. Вернулся в сомнениях. - Да, у вас стоит пятерка, но это значит, что вы у кого-то списали. Я продолжал спорить: - Вы же знаете, что неграмотный человек даже списать правильно не сможет. А кроме того, переправьте пятерку на двойку, если найдете у кого-нибудь такое же сочинение. Он все еще колебался. Тогда я предложил проверить меня на конкретных примерах. - Хорошо, - уступил он. - Как вы напишете "тоже" - вместе или отдельно? Я сказал: - по разному. - То есть? - Ну, например, "Коля тоже с мамою" - вместе, "Оля то же самое" - отдельно. Надеюсь, вы поверите, что это я ни у кого не списал. Он поверил и согласился, что раз я пишу грамотно, то хотя бы тройки заслуживаю. А мой тогдашний друг филолог Владимир Лейбсон позднее вписал мой пример с "тоже" и "то же" в методическое пособие по изучению русского языка. Ссылки:
|