|
|||
|
Вернадский В.И. разрабатывает логику естествознания и строит "модель мира"
Еще в Москве перед отъездом четко продумал, чем будет заниматься, и составил твердый план. Восстановит прежде всего третий, потерянный сотрудником издательства выпуск "Проблем" и напишет пятый выпуск, в котором изложит свое геологическое миропонимание, исходя из идеи живого вещества в биосфере. Начав работать, теперь не жалел, что третий выпуск пропал. Он мог быть просто вариантом. С тех пор проблема углубилась, стала проще, обозримее, выразительнее. Тема захватывала его все сильнее - он создавал целостный теоретический трактат. То, что Вернадский считал чем-то побочным, неким дополнительно-разъяснительным добавлением к своим идеям, неожиданно снова стало расти, расти, как облачко на горизонте, приближаться и выросло в главное. Логика естествознания, над которой работал в Лондоне шесть лет назад, теперь приобрела совершенно новое звучание. Догадка о том, что нельзя на естественном языке и основанных на нем научных понятиях выразить логику биосферы - тогда отрицательная, - теперь дополнялась положительным утверждением. Теперь он не критиковал и не декларировал необходимость новой логики: он начал формулировать понятия, принципы, на которых должно строиться описание биосферы. Он работал теперь в логике вечности жизни. Фундаментом ее, как уже писал ранее, служат факты природы , тщательно отделенные от умственных привычек, от их оценок. Факты есть научное описание естественных тел окружающей природы. Их надо распределить на три части, называемые им слои реальности : 1) микромир элементарных частиц и атомов; 2) макромир молекул, минералов, горных пород, геосфер планеты, живых существ, их сообществ и функций; 3) мегамир планет и звезд. Миллионы естественных тел со связующими их силами взаимодействия. Теперь факты получают наименование - аппарат науки; миллионы и миллионы, даже миллиарды результатов измерений и описаний. Самое ценное достояние науки, ее основной капитал. Над описательным аппаратом науки возвышается второй этаж: эмпирические обобщения , наиболее устойчивые, неизменные, твердо установленные суждения, не имеющие исключений. Они добыты точными наблюдениями поколений ученых и бесспорны. А над ними и на их основании он строит следующий этаж: эмпирические принципы , самые главные, предельно обобщенные суждения, охватывающие уже не части природы, а всю ее. Вот как он их определяет: "Пересматривая теперь, после ряда лет, непрерывно шедший ход работы моей мысли в этой области знания - в геохимии и биогеохимии, - я вижу, что в основе всего естествознания лежат три широких и глубоких эмпирических обобщения, значение которых и взаимные соотношения между которыми для меня только постепенно и медленно выяснились. Я вижу сейчас, что эти три основных эмпирических принципа охватывают все естествознание. Два из них были высказаны в конце XVIIв., но вошли окончательно в научную мысль естествознания в конце XVIII - начале XIX века, а частью входят еще и теперь. Третий принцип зародился в начале XIX столетия и охватил научную работу в середине этого века. Первым будет принцип, высказанный Ньютоном в 1687г., - принцип сохранения массы вещества в окружающей нас реальности , во всех изучаемых нами явлениях. Он был признан окончательно в середине XVIII - в начале XIX в. Вторым будет принцип Гюйгенса , высказанный им в предсмертной работе в 1695 году и ставший известным в начале XVIII в. Этот закон природы гласит, что жизнь есть не только земное, но и космическое явление. Это представление еще только входит в научную мысль. Третьим принципом будет принцип сохранения энергии , аналогичный сохранению массы Ньютона, охвативший XIX век. <...> Удобно назвать его принципом Карно-Майера". Вот три кита, на которых фактически должно покоиться описательное, точное естествознание. Они аналогичны известным законам сохранения, но распространены на весь материальный мир в целом. И жизнь, точнее, живое вещество приравнено к принципам сохранения. Пока это просто принцип космичности, вечности жизни, но кто-нибудь в будущем сформулирует его более строго как закон сохранения жизни. Он представил их в историческом движении, по мере становления человеческого знания, по мере открытия наукой тайн природы. С пройденного им пути, с вершины виднее скрытые тропы, по которым развивались человеческие поиски истины. А кто же первый высказал идею космичности жизни? Верный своему правилу для каждой мысли находить предшественника, Вернадский предпринимает разыскания и находит того, кто первый научно подошел к этому вопросу: голландский ученый Христиан Гюйгенс. Как другие эмпирические обобщения: Франческо Реди: "Все живое - от живого" или Геттона: "В геологии нет начала и нет признаков конца", обобщение Гюйгенса забыто, заслонено последующим развитием науки. Цельное представление о природе разлилось на многочисленные ручейки частных дисциплин. И это оправданно: надо было описать великое разнообразие живого, перед числом видов которого пропадают классы и виды неживых естественных тел: горных пород, минералов, кристаллов, космических тел и даже химических соединений. Но теперь нужна обобщающая их мысль. Гюйгенс , как известно, с помощью телескопа вел многочисленные исследования тел Солнечной системы и даже открыл некоторые спутники у больших планет. Незадолго до смерти он изложил свое миропонимание в книге, которую назвал "Космотеорос" [ 14 ]. Наблюдения дали ему право говорить о несомненном единстве всех тел Солнечной системы, об их одинаковом строении. Луна, Марс, Венера геометрически представляют собой все те же тела вращения, что и Земля. А видимые крупные черты их поверхности позволяют сделать заключение, что они сложены теми же горными породами, тем же веществом, что и на Земле. И значит, заключил Гюйгенс, жизнь, играющая такую огромную роль на Земле, несомненно, присутствует и на других небесных телах. Таково первое, основанное на естественных объяснениях мнение о космичности жизни (полуфантастические и умозрительные теории появлялись и ранее, например, в вышедших за десять лет до "Космотеороса" "Беседах о множественности миров" Фонтенеля ). Большие принципы, два из которых очень широко известны, дополняются, таким образом, третьим - принципом сохранения количества жизни . Именно так развил Гюйгенса в свое время великий Бюффон , объединяя в совокупности все физические, химические, геологические, космические и биологические явления. Большие принципы объясняют как единство мира, так и его устойчивость, его существование, иначе говоря, если последнее слово понимать не в философском смысле, а более конкретно. Но если наука заранее предполагает, что тела в реальности существуют в атомной, молекулярной и всех остальных известных формах, то почему именно так они существуют? Вопрос не праздный, ибо в мире царит стремление к распаду всяких форм. Тенденция настолько явная, что не подвергается никакому оспариванию. Начиная с обычного житейского наблюдения, когда мы видим, что все портится , распадается, сглаживается, нивелируется, кончая теоретическими выводами из этих наблюдений в виде второго начала термодинамики - все свидетельствует о бренности материи. Даже атомы, про которые раньше думали как о первоначалах, вечных основах вещества, оказались конечны. Радиоактивность это доказала. Сроки жизни атомов разнообразны, некоторые очень велики, но не бесконечны и могут быть точно измерены.
Как же при таких условиях возможен материальный мир со всем его необычайным богатством форм? Почему хотя бы существует полный логический ряд атомов, ни один из них не исчез? Исходя из принципа Гюйгенса, можно сказать, что полноту мира инициирует, производит вечная жизнь, дополняющая материальный и энергетический мир своим творчеством форм. Жизнь стоит поперек распада, порождая бесконечное разнообразие. Она придает материи и энергии то, чего в ней не содержится, - диссимметрию и необратимость. Живые организмы их постоянно продуцируют, а на выходе действуют физические законы. Без этого обогащающего начала во вселенной царил бы только один распад. Так Вернадский, начав в "Новой физике" с первой догадки, что без жизни Космос не мог бы существовать, доказал теперь ее необходимость. Без жизни в виде биосферы материя потеряла бы свои формы. Он построил систему естествознания, которая закономерно состоит из дополняющих друг друга принципов, определяющих материю или вещество инертное, энергию, живое вещество. Эти одноранговые явления реальности в своем взаимодействии поддерживают цельность и устойчивость материального мира. Картина дополняется четвертым явлением - разумом , который действует с помощью человечества как носителя. Прежняя наука видела в Космосе лишь энергию и материю. Новый синтез связал материю и энергию живым узлом. Причем в полном согласии с современным стилем науки Вернадский не утверждает, что он узнал устройство мира. Он построил модель мира и утверждает, по крайней мере, что модель эта непротиворечива. В прежней, привычной модели жизнь - случайна, противоречит законам физики и химии. Теперь закономерности жизни дополняют эти законы. Жизнь с точки зрения Больших Принципов не есть то, что возникает из безжизненной материи везде, где есть для этого условия. Диссимметрия и необратимость времени это запрещают. Граница - непереходима, переход может быть только от жизни - оформленной ступени существования вещества и энергии к двум другим ступеням - безжизненной косной материи и энергии. И одно - без другого и третьего - не существует. Не доказывают Большие Принципы и первичности жизни, вообще не понуждают к пониманию (в логике Аристотеля). Они констатируют единство и целостность мира. Заставляют правильно наблюдать, без противоречий, вносимых логическими категориями, идущими из тьмы донаучных веков и выраженными на естественном языке. И все. С третьего этажа Больших Принципов открывался новый вид на всю логику знания. В соответствии с ними Вернадский упорядочивает весь второй этаж, формулирует 20 эмпирических обобщений . Поскольку они помещены в чрезвычайно редкой и малодоступной книге, перечислим их в более вольной и упрощенной форме, чем они приведены в статье. Итак, вот они: 1.В ходе геологического времени химический состав нашей планеты изменяется. Радиоактивный распад создает все внутреннее тепло Земли. 2.Принцип Геттона. Геологические явления вечны. В космосе эти события - главные. 3.Принцип актуализма, тоже идущий от Геттона и четко сформулированный Лайелем . Постоянство и однообразие геологических явлений, вызываемых одной и той же формой энергии, действующей на Земле. 4.Самая мощная часть жизни на планете - бактериальная, открытая Левенгуком. 5.Принцип Реди, звучащий на латыни так: omne vivum е vivo. 6.Отсутствие лишенных жизни эпох в геологическом прошлом. 7.Генетическая связь сегодняшнего живого вещества с прошлым живым веществом и в связи с этим однообразие физико-химических условий на поверхности планеты. 8.Геохимическое воздействие живого вещества на окружающий мир постоянно и неизменно. 9.Так же неизменно количество атомов, вращаемых в биосфере, оно соответствует массе живого вещества. 10.Атмосфера планеты биогенная, поскольку борьба за газ в живом мире важнее, чем борьба за пищу. 11.Энергия живого вещества есть лучистая энергия Солнца или энергия радиоактивного распада. 12.Резкое различие между симметрией живых и косных тел биосферы. 13.Человечество переживает не историческое, но геологическое время, то есть естественность его истории. 14. Принцип цефализации Д. Даны: ясное и неоспоримое направление эволюционного процесса в направлении развития мозга. 15.Непрерывная эволюция живого вещества. Биосфера никогда не возвращается в прежнее состояние. 16.Резкое различие живого и косного, их связь через питание и дыхание. Организмы меняют изотопический состав атомов биосферы. 17.Существование анабиоза, латентного состояния организмов, которое может продолжаться неопределенно долго. 18.Правило Ромьё: равновесие Земли как тела вращения, равновесие поднятий на суше и впадин морского дна по отношению к уровню геоида [ 15 ]. 19.Эволюционный процесс приводит к превращению биосферы в ноосферу. 20.Земля есть планета. Самое старое из всех эмпирических обобщений, правильно сформулированное впервые Аристархом Самосским. На современном языке: Земля не есть случайное создание и игра сил, а небесное тело определенного вида, закономерно построенное и входящее в определенную систему тел. Принцип космизма, то есть осознания себя в космическом пространстве. Теперь эта древняя, высказываемая еще халдеями мысль соединилась с понятием Вернадского о вечности жизни. В Солнечной системе, говорит Вернадский, надо отличать внутренние планеты Меркурий, Венеру, Землю с Луной, Марс от гигантских планет Солнечной системы, они уже другие тела. Планеты, то есть сферические и твердые небесные тела , есть аналоги Земли. Все, что мы узнаем о ней, мы имеем право распространить на такую логическую категорию небесных тел в космосе, например, утверждать, что их атмосферы созданы биосферами. Иначе говоря, Земля не уникальное явление в Космосе, а типичное. "Твердое состояние, с другой стороны, является единственным состоянием пространства, в котором в живом веществе может проявляться мысль , которая является, очевидно, мощным явлением в планетном масштабе" 16-26 . К планетным телам, и прежде всего к биосфере , относится окончательный вывод Вернадского о биологическом времени, которое равно по длительности геологическому и является фоном для всех событий Космоса. Живое вещество единственное во всем круге нашего опыта обладает более глубоким свойством, чем пространство, - пространством-временем . Вот что он пишет о его свойствах: "Но время в нем не проявляется изменением. Оно проявляется в нем ходом поколений, подобного которому мы нигде не видим на Земле, кроме живых организмов. Оно же проявляется в нашем сознании, в чувстве времени, в длении, в старении и в смерти" 17-26 . Три Больших Принципа и 20 обобщений - не теория. Это описательная модель. Теорию на ее основе создать можно, и не одну. Мир описан целиком, как он есть, с одной точки зрения: каким будет представляться он нам, если все его свойства будут определяться не элементами, из которых все состоит, а тем целым, куда все входит, непротиворечивой организованностью Космоса. В отличие от аналитического большинства, всегда пытающегося свести свойства вещей к составляющим их деталям, причем все более мелким, Вернадский, не упуская деталей, строил целостность. Только теперь он мог осознать всю непривычность пути не анализирующей, а синтезирующей науки, той общей мысли , о которой писал Наталии Егоровне летом 1917 года из Шишаков.
Завершал статью, которая превратилась в книгу, в начале 1943 года. Только 1 февраля 1943 года Вернадский пишет Личкову об этой небольшой книжке как о состоявшейся: "Я сейчас закончил небольшую книжку, о которой я писал Вам. В конце концов вышло: "Проблемы биогеохимии. III. Геологическое значение симметрии . На фоне роста науки XX столетия". (Около 5 листов). Пять глав: 1. Вводные замечания. 2. О логике естествознания (самая большая глава). 3. Геологические явления Земли как планеты. 4. Симметрия. 5. Симметрия геологических планетных тел и явлений. Уже писал Комарову о ее печатании. Большую книгу (в 3 частях) оставил, пока не отошлю в печать эту книжку. <...> Может быть, я ошибаюсь, но я придаю значение моей книжке о симметрии" 18-26 . Мало о каких своих работах он говорил так: придаю значение, может быть, о двух-трех. В сущности, наивысшая возможная самооценка. В конце этого письма маленькая приписка как небольшая тучка на горизонте: "Сегодня заболела Наталия Егоровна - по-видимому, желудок, но в нашем возрасте всегда серьезно". Ссылки:
|