|
|||
|
"Братство": общий взгляд на ограничение самодержавия через просвящение
Как же быть людям, чувствующим в себе способности развивать сознание? Прежде всего, ограничить самодержавие ; этот древний способ правления лежит поперек всех сознательных усилий. 10 апреля 1891 года Вернадский записывает для себя: "Нельзя указывать ограничение самодержавия во имя ограничения самодержавия. Оно должно быть ограничено для блага России, во имя вечных, незыблемых, бесспорных истин и основных прав человека. Теперь необходимо иметь политическую программу, где ясно и определенно высказывались бы либеральные принципы в применении к современным условиям жизни России" 5-07 . В работе мысли, в дневниках и письмах членам братства , которые через пять месяцев дали клятву посвятить свои усилия изменению государственного строя страны, эти идеи оттачивались, приобретали оттенки и становились конкретнее. Главное было найти способ их осуществления в создавшихся условиях. Летом 1893 года он приехал из Вернадовки в Керчь . Утром - в поле, изучает интересное явление - грязевые вулканы . Вечером в раскаленной за день гостинице пишет. У него получился целый меморандум из двенадцати параграфов. Вот его начало: "Не спится сегодня, и хочу я без порядка набросать кое-какие мысли из пережитого в последние дни. <...> Нередко приходится слышать: Что делать? Как бороться с окружающим мраком? Нельзя бороться - мы бессильны, не на кого опереться, нет таких общественных слоев, а без общественных слоев не может быть борьбы и т.п. Все это праздные, вредные вопросы, - они пускают общественную мысль на скользкий путь, который всяческими софизмами приведет нас к разным состояниям: или к состоянию маленького дела, или к состоянию одних экономических благ, или к состоянию художественного наслаждения, к абсолютизму, к чиновничеству, к чревоугодничеству в разных утончениях и грубостях - как в виде цинического служения нашему правительству с ложью в сердце и на устах, или же в виде более изящного отделения своей умственной жизни от окружающей среды и разделения того, что хотя и истина, но не пригодна "пока еще" плебсу - этот самый злостный, мерзкий аристократизм, ведущий точно так же к разделению окружающей действительности и идеала и этим самым позволяющий в окружающей жизни всю мерзопакостность, которой нет места в созданном (хотя и поневоле буржуазном - ведь мысль в оковах жить не может) себе идеале. Когда никто ничего не знает, когда кругом колебание и разброд, когда нет ясных и определенных сил и нет общественного стыда и понимания в обществе - бессмысленны все вопросы о том, что делать для прямого принуждения правительства поступать целесообразно в интересах прогресса в России. Первым делом надо создать общественный стыд и общественное понимание. Главным образом, даже общественное понимание, так как стыд всегда будет, когда видно будет, что все понимают и многие говорят тебе истину о твоем поступке, который не спасают софизмы. <...> 5-07 . Без такого понимания невозможна деятельность правильная ни правительства, ни правильная борьба какой бы то ни было группы лиц, видящих губительность и вред для государства существующей правительственной организации и деятельности. Если в обществе нет такого понимания, то первым делом этой группы лиц должно быть неуклонное стремление вызвать такое понимание" 6-07 . Ссылки:
|