Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Катастрофа линкора "Новороссийск", 1955 г.

Источник:  "Дорога": воспоминания К.Б. Вакара 

Рано утром 29-го октября 1955 года мы вошли на тральщике в севастопольскую бухту. Сразу обратили внимание на что-то необычное: масса народа на берегу несмотря на ранний час, корабли, катера посередине бухты. Подойдя ближе, увидели днище опрокинувшегося корабля - это был линкор "Новоросийск". Перепечатываю странички из дневника того времени.

"29.10.55. Севастополь. Страшная трагедия разыгралась в ночь с 28-го на 29-ое. Взрыв произошел в 2 часа ночи. Сейчас еще ничего не известно о причинах взрыва и ходят самые различные слухи. Пробоина была в носовой части. Сразу была дана аварийная, а потом и боевая тревога. Вся команда была на местах, люки задраены. Корабль получил диферент на нос и сильный крен. Была попытка выровнить крен и вывести корабль на мель. Но когда была обрублена якорная цепь, огромный линейный корабль в течение 2-3 минут перевернулся. Люди прыгали в почти полуметровый слой мазута, топили друг друга и гибли в мазуте не в силах добраться до берега. Все силы были брошены на спасение команды, но, как говорят, спасено около 600 человек из более чем 2000-ой команды. Входя в порт мы видели тысячи людей на берегу, корабли и водолазные боты у места гибели линкора и днище перевернутого корабля. В 3 часа дня изнутри раздавались стуки заживо погребенных людей. В 10 вечера стуков уже не было слышно. Сейчас место катастрофы освещено прожекторами и идут непрерывные спасательные работы. Хоть бы спасли людей, обреченных на самую страшную смерть какую только можно придумать. В городе нет гуляний и танцев, мало народа вышло сегодня на бульвары и улицы. Невозможно думать и делать что-либо - мысли неизменно возвращаются к людям, гибнущим в бронировонном корпусе корабля." На этом мои записки кончаются. Через несколько дней после трагедии мне по делам пришлось поехать на северную сторону бухты и проходить мимо пакгаузов, в которые свозили тела погибших моряков. Трупы были свалены горой почти до крыши пакгауза. 40 лет прошло с тех пор, но эта картина и сейчас стоит перед моими глазами. 35 лет трагедия в Севастополе скрывалась от страны. Лишь в 1991 году вышла книга о гибели "Новоросийска". Опубликованы результаты работы комиссии, высказывания различных специалистов, рассказы очевидцев. Однако ничего нового сверх того, что стало известно в первые же дни не добавилось. Сам взрыв произошел, видимо, не по вине командования, хотя и здесь не все ясно до конца - форма пробоины похожа на одновременное попадание трех торпед (корабль стоял носом к выходу из бухты с незакрытым боновым проходом), плохо верится и в то, что при постановке на якорь была поднята со дна мина времен Второй мировой войны, а вот гибель корабля и людей целиком на совести бездарного начальства.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»