Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Церковь в Усолье и К.Б. Вакар

Источник:  "Дорога": воспоминания К.Б. Вакара

Окно нашего деревенского дома выходило в сторону церкви и мы с грустью наблюдали за постепенным разрушением храма.

В исторических документах Усолье, как монастырское поселение, принадлежащее Троицко-Сергиеву монастырю упоминается с самого начала ХVI века. Видимо с этим временем совпадает основание Преображенской церкви и формирование прихода. В XVII веке село Усолье передано Переславскому Данилову монастырю. В 1610 году Преображенская церковь была сожжена поляками. Стояла она тогда на правом берегу р.Вексы и была деревянной. Уже в 1628 году церковь вновь упоминается как действующая.

В 1910 году вместо деревянного храма Преображения была построена каменная церковь, вместившая также алтарь Бориса и Глеба в своем приделе. Построен храм был уже на левом берегу. В 1904 году к притвору церкви (зимнему храму) был пристроен придел с алтарем в честь иконы Божей Матери Всех скорбящих Радость.

Особо почитаемыми в церкви были иконысвятителя Николая чудотворца и великомученника Георгия. Ризы этих икон были богато украшены благодарными поломниками. Где сейчас эти иконы - сказать трудно.

Приход прекратил свое существование в 1962 году, когда и началось разрушение храма. Особенно роковым был 1963 год, когда были взломаны двери и разграблено и во многом уничтожено церковное имущество. Иконами, которым цены не было, некоторые жители мостили хлев.

В 1991 году собрав необходимые бумаги, я с председателем поселкового совета поехал к Владыке в Ярославль с просьбой о восстановлении прихода. Владыка нас благословил на доброе дело, но помочь ничем не смог, как он сказал, что священника сможет прислать только тогда, когда будет восстановлен храм. Однако мне удалось склонить своего старого приятеля, только что ушедшего на пенсию принять сан и уехать к нам в Усолье настоятелем церкви. Был он паталогоанатомом в Загорске, глубоко верующим человеком и мое предложение попало на благодатную почву. Пройдя стажировку в Епархии, он поселился в нашей деревне и много сделал на начальном этапе восстановления храма.

По семейным обстоятельствам он уехал на Алтай. Вместо него прислали молодого батюшку, который с большой энергией продолжил начатое дело. Для этого нам снова пришлось ехать к Владыке, но теперь было проще - приход уже жил.

Блестит восстановленная кровля, а вечерами светятся огоньки в окнах- идет вечерняя служба. И радостно становится от сознания, что в этом добром деле есть и толика моего участия.

Вспоминается изначально организованный субботник, на который пришло масса народа и стар и млад. Работали с каким-то радостным подъемом. Потом несли деньги, кто сколько мог. И вдруг когда местный драчун, шебутила, любитель выпить принес большую сумму и стесняясь сказал: "Возьми, Борисыч, дураки мы были, ломали, хоть чем-то помочь", теплеет на душе и верится, что не все доброе вытравилось из русского народа.

Ссылки:
1. "ДОРОГА" (неопубликованные воспоминания и размышления К.Б. Вакара)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»