|
|||
|
Города и деревни (размышления К.Б. Вакара)
Источник: "Дорога": воспоминания К.Б. Вакара После наших автопутешествий за рубеж невольно приходит в голову сравнение городов Запада с нашими российскими уездными, да и губернскими городами. Если в европейских странах бросается в глаза желание сохранить старину, древний облик городов, украсить площади и улицы, восстановить исторические реликвии, то совсем иное видим мы в отношении городов России, быть может и не менее древних чем западные. Конечно, есть и объективные обстоятельства - большинство провинциальных городов у нас по-преимуществу деревянные, лишь центры состоят из кирпичных домов. Как правило, это церкви, монастырские комплексы, торговые ряды, дома дворянства и богатого купечества. Архитектурных ансамблей почти нет. Но в целом, если напрячь воображение или внимательно рассматривать старые фотографии и картины русских художников, обнаруживаешь неповторимое своебразие этих городов, их индивидуальное лицо. Увы, ничего этого не осталось. Наши правители весьма преуспели в целенаправленном разрушении нашего национального самосознания, традиций, черт народа, которые в значительной мере связаны со средой обитания, т.е. обликом города, его душой, бытом. Разрушишь дом, в котором прожили поколения большой и дружной семьи и распадется семья, разъедутся по чужим краям, по малогабаритным квартирам, разорвутся незримые связи и станут близкие люди чужими. Характерна для современных российских провинциальных городов их безликость. Пампезное (по размеру бюджета) здание райкома или обкома с неизменным Вовиком, торчащим посреди площади, беспорядочно вклинившиеся в улицы бетонные прямоугольники серых жилищ, недоломанные храмы, превращенные в склады, клубы или производственные помещения, обветшалые деревянные дома, ждущие сноса. И вырасти на этом фоне может столь же серое и безликое поколение. Увы, это поколение уже выросло! Нужно расширять города, строить новые здания вместо старых, разрушающихся домов, но все это можно делать совсем не так. Сейчас даже в таких древних городах как Новгород, Псков, Тверь практически не осталось архитектурных ансамблей кроме, быть может, кремля, а уж города помельче изуродованы до неузнаваемости. Не буду писать, как такую реконструкцию надо было бы делать - слишком все это очевидно и не требует особого ума, а то что произошло - сознательное действо коммунистических подлецов. Я писал, что в детском возрасте достаточно много жил в деревне и неплохо знал ее быт. И вот мы снова в деревне и в дальних своих планах уже насовсем. Уж более полвека прошло со времен моего детства, срок не малый. Но если вспомнить, что многие столетия крестьянство, составлявшее большую часть русского народа, жило по законам, традициям, нравственным устоям почти не претерпевшим изменений, то разительные перемены, произошедшие за последние 50 лет представляются удивительными. И дело не в том, что уменьшается численность сельского населения - урбанизация процесс глобальный, характерный для всего мира. Не виновато здесь и проникновение в деревенский быт современной техники и роста, соответственно, требований к благоустройству и удобствам жилищ, все это закономерно. Хуже другое. В массе своей люди разучились и не хотят работать. С уходом из жизни старшего поколения исчезают мастера - умельцы. С трудом сыщешь хорошего столяра, печника, кузнеца. Исчезли ремесла, издревле процветавшие в деревнях. Мало кто сумеет сплести ладную корзинку, сделать сани, соберет ушатик, выткет полотенце с петухами. А уж домовая резьба, деревянные игрушки, глиняные петушки да лошадки - остались в далеком прошлом, Современная молодежь неплохо дергает за рычаги трактора, крутит баранку и валит лес бензопилами. После их работы остаются изуродованные вырубки, смятый покореженный лес, на который больно смотреть. Некогда зеленые улицы деревень, по которым гуляли куры и гуси, превращены в месиво, перевороченное колесами "Кировцев" и гусеницами тракторов. Нет вечерних посиделок, песен и танцев молодежи под гармошку. Разобщенность больших городов проникла и в сельскую жизнь. Универсальным развлечением является водка. Бутылка стала всеобщим денежным эквивалентом. И если тебе пришли помочь в большом или малом деле, то без бутылки и разговаривать не будут. Конечно, не все еще старики, живущие по заветам ушедших поколений, перекочевали в мир иной. Есть и молодые, воспитанные в традициях взаимопомощи и общинности, не имеющей ничего общего с социалистическим коллективизмом. Кое-кто даже пьет лишь по праздникам и в меру. Но таких остается все меньше и меньше. Исчезло уважение к труду, не остановится рука разрушить кем-то созданное, сломать чужое, просто запакостить место, на котором остановился покурить и отдохнуть. И вошедшее уже в кровь воровство: крадут все, все что плохо лежит, особенно государственное, но не надейтесь, что Вам вернут оброненный в магазине кошелек. Если, выпрашивая денег на опохмелку, клянутся всем чем угодно, что завтра вернут - можете быть уверены, денег Вам больше не видать. Исчезла гордость за свою работу, крепкий дом, землю, страну, исчезло уважение друг к другу, а следовательно и к самому себе, а уж о хваленом гостеприимстве и памяти не осталось. То, о чем я написал - общая ситуация, но как и во всем, есть люди сохранившие традиции старой Руси, готовые помочь и не лишенные доброго отношения к Миру, но и на них сказались 70 лет тоталитаризма, с великим тщанием искоренявшего все светлые черты русского народа. Удастся ли хоть в какой-то мере возродить в будущих поколениях эти светлые черты? Невольно от российской деревни мысли перескакивают на какие-то уж совсем глобальные обобщения. Издавна бытовали на Руси русофилы, утверждавшие великое предназначение русского народа, его историческую миссию. В ход идут и остановленные на пороге Европы татаро-монгольские орды, и разгромленный фашизм, и громадный вклад в мировую культуру и искусство. Все это верно. Однако не могу согласиться с приписываемой русскому народу какой-то особой роли в развитии мировой цивилизации. Каждый народ безусловно имеет свои черты характера. Проявляются такие национальные особенности лишь как результат статистического усреднения, а ежели взять любых двух людей разных национальностей, то индивидуальный набор черт характера может оказаться совершенно одинаковым или отличаться лишь в пределах индивидуальных различий людей одной национальности. Только в совокупности можно обнаружить по достаточно большому статистическому материалу некие особые черты, присущие данному народу. И если перечислить те черты, которые с некоторым умилением чаще всего приписывают русскому народу, то далеко не очевидно, что все они достойны восхищения. Я умышленно не собираюсь их перечислять, так как такой набор у разных авторов сильно различается, да и характер этих произведений скорее литературно- художественный, чем научный. Кроме того, эти обобщенные национальные черты подвержены сильным колебаниям и, мне думается, что ставить знак равенства между русским народом конца Х1Х века и конца ХХ века просто неправомерно. Сильно изменились люди за это время, но главное это то, что носители доброго начала в русском народе в массе своей подверглись физическому уничтожению, а это, естественно, сказалось и на результате усреднения обобщенных национальных черт. Если, однако, некие национальные особенности заложены в генетическом коде людей, то есть надежда, что через несколько поколений восстановятся те черты, которые в лучшую сторону отличали русский народ. Из этого вовсе не следует, что в прошлом веке русские были лучше других народов, а в этом веке стали хуже - у любого народа свой набор национальных черт, отличающий его от других в лучшую сторону, но совершенно иной. Каждый народ на протяжении веков проходил через периоды подъема и упадка. К оценке того или иного периода можно подходить по разному. Делать этого я не собираюсь, пусть этим занимаются историки. Выскажу лишь свое убеждение, что для нашего народа век ХХ-ый был черным периодом за всю его историю, думаю, что хуже татарского ига. Мало того, что была искалечена сама душа народа, русские стали пугалом для всего остального человечества. Русские, наиболее пострадавшие от большевистского террора, заслужили ненависть всех малых народов как бывшего СССР, так и стран восточной Европы как агрессоры и оккупанты. Что же касается талантливости русского народа и его вклада в мировую цивилизацию, то и в самом деле роль России велика. За истекающее тысячилетие мировая культура, ее развитие немыслимы без русской литературы, живописи, музыки, философии. Вклад в инженерию, изобретательство, технику, науку - неоспорим. Однако заниматься сравнением вклада той или иной страны в критериях больше - меньше дело бессмысленное. Важно признать, что все народы, как бы ни были отличны они и внешне, и в чертах своего национального характера едины, составляют одну большую семью, дополняют друг друга и заслуживают уважения. Разобщенность в мире, национальная рознь, геноцид, фанатизм - это то, что мешает процветанию народов, не только угнетаемых, но и угнетателям в первую очередь. Из сказанного нетрудно понять, что особого восторга от того, что я родился русским и в России у меня нет. Если честно признаться, я, будь моя воля, предпочел бы появиться на свет в какой-нибудь малой стране вроде Норвегии или Швейцарии, но сие от нас не зависит. И гордости за свою страну у меня нет - слишком много она принесла бед миру за последнее столетие. Однако никакой речи не может быть о том, чтобы переселиться в иную страну. Это моя страна, хороша она или плоха, это мой народ. Все что я прожил и пережил связано с Россией, здесь могилы моих предков, моего сына, и ничто не сможет заменить всего этого на чужбине. Каждая страна для своего народа и если этот народ не сумел построить у себя достойную жизнь - это и его вина, а не только объективных обстоятельств. Всегда с некоторым пренебрежением относились к "приймакам" - людям из неимущих семей, взятых на родственных началых в богатые семьи, как и к людям, стремящимся жить на чужой счет. Самим надо создавать свое духовное и материальное благополучие. Конечно, все это не относится к тем, кто оказался за рубежом не по своей воле.
|