Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Ржевкин С., Заграница, К.Б. Вакар

Источник:  "Дорога": воспоминания К.Б. Вакара

Во многих моих поездках напарником был Сева Ржевкин . Водитель он прекрасный, у него этот дар, как принято говорить, от Бога. Человек Сева одаренный, быстро соображающий, с золотыми руками. В лаборатории он очень много сделал на начальном этапе становления нашей тематики. Он поставил и провел много экспериментальных работ по получению первичных данных по акустической эмиссии. Однако не было ни одной работы, которую Всеволод довел бы до какого-то логического конца. Получив первые результаты, он терял интерес к осмыслению данных, к более глубокому изучению физики явления. Потом он увлекся программированием, разработал ряд интересных программ и с помощью нашей аппаратуры обеспечил проведение цикла исследований по разрушению металла в ЛФТИ им. Иоффе. Результатом явилась диссертация. В сущности главы, написанной для Всеволода сотрудниками физтеха и посвященной физике разрушения, он, как мне кажется, так и не успел разобраться.

Получив приглашение, он перешел на должность зав.лабораторией совсем в другую организацию и на другую тематику. Недавно Всеволод ушел с работы, попав в струю общего развала и захирения науки, и занимается теперь какой-то коммерческой деятельностью. Все это совсем ему не свойственно, никакого удовлетворения не приносит, но изменить что-либо Всеволоду уже не под силу.

Ныне он строит дачу неподалеку от нас, но появляется лишь тогда, когда ему что-либо надо.

Знаем мы друг друга уж около четверти века, много доброго можно вспомнить за эти годы: и морские экспедиции, и вместе пройденные дороги, и время становления новой тематики, и просто дружеские встречи у лесного костра или за праздничным столом. Все это уже ушло. В нашем возрасте редко что приобретается, разве что новые хвори, поэтому теперь особенно огорчают потери.

Но, увы, Всеволоду, хоть он и жалуется, что куда-то девались все прежние друзья, на самом деле не нужны они ему, нужны лишь собутыльники.

Особо надо написать о наших автомобильных поездках за рубеж. Конечно, мы сразу обзавелись картами автодорог. Конечно, с первой же поездки пренебрегли всеми дурацкими инструкциями о том, где и как надо ехать, где останавливаться и с кем общаться. В отличии от нашего отечества, где иностранцам было разрешено раньше ездить лишь по определенным маршрутам, даже в полусвободных странах восточной Европы можно катить где хочешь, хоть по проселочным дорогам. Правда, большинство таких дорог, обозначенных на картах тонкими линиями, оказываются асфальтированными. И мы выбирали маршруты таким образом, чтобы можно было побольше посмотреть разных мест и городов в незнакомых нам странах. Незнание языков нам не очень мешало, часто находились люди, знающие русский, в Польше по русски разговаривает каждый третий встречный. А в магазинах легко объясниться с помощью языка жестов и отдельных слов немецкого и английского языков, которыми мы располагали.

Первым городом, в котором мы побывали, несколько часов бродя по его улицам, была Варшава . Мне понравился город, но поразил меня Старый город после того как я узнал, что он полностью восстановлен из груды развалин после 2-ой Мировой войны в своем средневековом облике. Не зная этого, невозможно догадаться, что всему этому уголку Варшавы всего несколько десятилетий, а не столетий. Уважение к полякам после это-го у меня значительно возросло.

Осматривали мы средневековый Казимеж, почти день провели в Кракове, погуляли по Закопане. Жуткое впечатление произвел на нас Освенцим.

В каком-то небольшом городке до 2-х ночи пьянствовали с поляками - инженерами с местного завода.

А уж по Чехословакии мы наколесили в несколько раз больше. В субботние и воскресные дни мы гоняли свой автомобильчик по близким и дальним окрестностям Плзьеня, где мы работали на заводе "Шкода" . Да и вдоль страны проехали разными маршрутами раз пять.

Катятся колеса то ровными полями, где виднеются хутора и фермы, то горными извилистыми дорогами. Забираемся выше и выше и долину постепенно обступают припудренные снежком скалистые горы.

Старинные замки, так вписавшиеся в горный пейзаж, что не сразу и распознаешь творения средневековых мастеров среди застывших каменных лавин. Маленькие городки, удерживающиеся на крутых склонах лишь благодаря воткнувшимся в небо шпилям костелов.

Большие города с соборами, парками, неизменной ратушей на центральной площади, где всегда стоит и памятник погибшим в чумных эпидемиях. Старинные дома все разные и все же похожие друг на друга, образующие улицы, столь характерные для западных стран будь то Польша, Чехия или Германия.

И бежит дальше наш автомобильчик по холмам и долинам. Леса, озера, бурлящие речки, "HOSTINEC" у дороги, цепочки огоньков деревень в стороне.

Останавливались по российской привычке в лесу, у речки, отъехав от трассы метров на триста. Изредка в дорожных гостиницах. Это очень приятно: после дня за рулем бросить вещички в простой номер, принять душ и спуститься посидеть в баре с тарелкой горячей еды и парой кружек пива. Обычно в такие кабачки вечерами собираются окрестные старожилы и коротают время за степенной беседой и пивом. Поглядывают на чужаков иногда недоверчиво, иногда дружелюбно.

Много беды принесла наша страна странам запада, те, которые образовывали так называемый "социалистический" лагерь и все же характерно для цивилизованных людей относиться к нам, гражданам СССР, с сочувствием: "Как неловко и стыдно должно быть нам нормальным, хорошим людям за действия правительства нашей страны". И люди правы в таком своем отношении к нам, хоть и не виновным во всем том, что творил большевизм, но косвенно ответственным за все, коль скоро мы граждане своей страны.

Совместная работа с чехами на заводе, многочисленные конференции и школы, где встречаешься с коллегами всех национальностей, вечера в ресторанах и кабачках, ночные прогулки по улицам далеких ныне городов, задушевные беседы, когда вдруг обнаруживаешь полное взаимопонимание и единомыслие людей до того чужих из самых разных стран - это наш мир, мир, где границы существуют лишь между честью и подлостью, знанием и невежеством, добротой и жестокостью, людьми всей Земли и политиками.

И не дай Господи, если придется взять в руки автомат, то стрелять надо не в чеха, англичанина или немца, а в тех кто нас разделяет, натравливает друг на друга.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»