Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Путь цивилизации (размышления К.Б. Вакара)

Источник:  "Дорога": воспоминания К.Б. Вакара

Согласно заслуживающей внимания гипотезе профессора Поршнева, современные отличительные черты человека разумного, сводящиеся к наличию абстрактного мышления и как следствие к артикулированной речи, сформировались около 40 тыс. лет тому назад на базе уже развитого головного мозга, выполнявшего, однако, другие функции. Не будем обсуждать откуда взялся этот уже развитый головной мозг. В условиях крайней малочисленности наших прапредков возможность выжить в мире уже занятом другими видами животных без конкурентноспособных средств защиты и нападения, могла быть обеспечена только на основе "мирного сосуществования" с хищными и травоядными представителями животного царства. По упомянутой гипотезе именно такой способ существования, при котором, с одной стороны, человек способствовал охране стад травоядных и, не будучи для них опасным, мог сожительствовать с ними, а, с другой, помогая хищникам в выбраковке слабых особей, мог питаться за их счет, был единственно приемлемым. При этом человек должен был обладать способностью связи с животным миром (не зная вида этой связи, назовем ее телепатической), способностью к гипнотическому влиянию на животных, средствами установления взаимопонимания, а быть может и подчинения.

Такие условия не требовали возникновения способностей, характерных для современного человека: абстрактного мышления, артикулированной речи, но требовали хорошо развитого мозга. Люди, жизнь которых тесно связана с жизнью животных, подтвердят, что такая связь между человеком и животным существует, хотя и в очень ослабленном виде. Однако практика длительного общения с животными показывает, что такая связь со временем возрастает.

Взяв за отправную точку приведенные выше соображения, легко наметить и самую общую линию возникновения цивилизации. На начальном этапе для существования одной семьи требовалась чрезвычайно обширная территория, соответствующая району сезонной миграции стада травоядных. Следовательно, человек не мог жить общинами и по мере роста численности происходило расселение людей - одиночек по континентам. И лишь при дальнейшем увеличении численности людей, когда вся доступная территория оказалась уже поделенной, начали возникать конфликтные ситуации, борьба за территорию. Это привело к необходимости объединения людей в группы семей, общины и, как следствие, к необходимости средств внутривидового общения - языка, переходу к иному способу жизнеобеспечения - охоте. Такой переход мог быть осуществлен относительно просто путем структурной перестройки уже имевшегося развитого головного мозга. Интересен в этом плане один момент. Для того, чтобы некая новая мысль, случайно полученный положительный результат стал достоянием общества, необходимо, чтобы он был воспринят окружающими. Не каждый из людей способен к восприятию нового.

Следовательно, необходим какой-то минимум численности общины, племени, некоторая "критическая масса", не являющаяся абсолютной величиной, а зависящая от целого ряда факторов, чтобы новый результат, достижение не исчезли вместе с автором. Отсюда простой вывод, что только с достижением человечеством определенной численности начинается прогрессивное развитие интеллектуального потенциала. Этим же объясняется и неравномерность этого развития для изолированных группировок людей. В связи с этим любопытно привести механистическую параллель (не будем называть ее аналогией!). Флуктуация отдельной молекулы разреженного газа не оказывает заметного влияния на соседние молекулы и ее энергия не приводит к изменению энергии некого объема. При увеличении плотности газа, переходу в жидкое состояние энергия отдельной молекулы (вообразим, что к этой уникальной молекуле извне непрерывно подводится энергия) передается соседним, что приведет к общему увеличению энергии объема, Однако с переходом к кристаллической структуре жесткость связей соседних молекул ограничивает возможность флуктуации отдельной молекулы, величина отклонения от некого среднего значения ограничена влиянием окружения. А ведь именно отклонения от среднего уровня лежат в основе прогресса. Всякая новая мысль, резко отличающаяся от стандарта, выглядит "безумной". Легко представить себе ситуацию, в которой внешнее торможение, выражающееся в осуждении "безумных" мыслей станет настолько сильным, что резко ограничит саму возможность их возникновения. Не грозит ли эта ситуация человечеству?

Ссылки:
1. "ДОРОГА" (неопубликованные воспоминания и размышления К.Б. Вакара)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»