Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Познание (размышления К.Б. Вакара)

Источник:  "Дорога": воспоминания К.Б. Вакара

Познание у нас отождествляется с анализом, под познанием мы понимаем процесс исследования, при котором явление или объект расчленяют на составные части, на элементарные события. Но сложное целое никогда не сводится к простой сумме своих слагаемых, ибо в общем случае целое есть система, свойства которой не сводимы к сумме свойств ее составляющих. Иногда путем синтеза удается воссоздать нечто похожее на первоначальный объект, но далеко не всегда. Наиболее ярким примером может служить живой организм. Случай обобщения неких разнородных явлений и получение при этом новых закономерностей, можно рассматривать как частный случай процесса познания, когда вместо предварительного анализа мы используем в качестве элементарных событий отдельные экспериментальные факты. Как и в предыдущем случае, результат всегда страдает неполнотой, а в худшем случае и ошибочностью, ибо тенденциозный (даже неосознанный) подбор фактов приведет к ложным выводам.

Описанный путь познания - продукт абстрактного мышления, которое человек считает своей привилегией. Преимущество абстрактного мышления в возможности его алгоритмизации, описания по установленным правилам, недостаток - в невозможности познания объекта исследования, явления в целом, нерасчлененном виде, в совокупности внутренних и внешних связей, где, как мне кажется, слово познание более правильно заменить словом - восприятие.

Совсем недавно и не очень явно получил признание образный способ мышления, классическим примером которого является процесс шахматной игры шахматистов высокого класса, чтение с охватом в доли секунд содержания всей страницы и т.п. Здесь восприятие шахматной ситуации, например, и принятие решения не могут быть алгаритмизированы по неким установленным логическим правилам, они возникают на уровне ощущений. При этом мы оставляем в стороне вопрос о том, правильны ли сами правила, используемые в процессе логического мышления. Следовательно, процесс познания при образном способе мышления не может быть познан, во всяком случае в современном понимании этого слова. Емкость и экономичность образного способа мышления несравненно выше абстрактного. Но если логическим правилам абстрактного мышления можно обучить, то способа обучения образному мышлению пока нет, хотя некото-рые рекомендации типа аутотренинга, учения йогов, самопознания возможно и намечают пути к такому обучению. Заметим, что, как можно не без основания предположит, именно образный способ мышления присущ животным. Не исследован вопрос о глубине и ширине охвата событий и объектов в восприятии различными представителями животного мира, но говорить о каких-либо преимуществах человека на том основании, что ему свойствинен логический способ мышления - абсурдно. И еще маленький экскурс в область критики абстрактного способа мышления. Он строится на наборе логических правил, начальных постулатах и неких критериях отбора при принятии решения на каждом шаге рассуждения. Например: утверждение "Я люблю А и не люблю Б" - обсуждению не подлежит ибо это выражение эмоционального состояния. Утверждение: "А лучше Б" может иметь два аспекта - либо это постулат, тогда он обсуждению не подлежит, а служит исходной предпосылкой дальнейших рассуждений, либо это конечный вывод. Но тогда следует договориться о исходных постулатах и критериях оценки. Так вот, если о исходных предпосылках договориться можно, то критерии как правило базируются на эмоциональных, императивных основах и результат даже безупречно логических построений оказывается произволным. Все это, естественно, относится к случаям сложным из мира человеческих взаимоотношений.

Ссылки:
1. "ДОРОГА" (неопубликованные воспоминания и размышления К.Б. Вакара)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»