|
|||
|
Труд (Размышления К.Б. Вакара)
Источник: "Дорога": воспоминания К.Б. Вакара Среди атрибутов человеческого величия один из главных - это труд, который по догмам "основоположников" и создал человека. Заметим, что как бы не пыжился человек, принципиального отличия от животных здесь нет (впрочем так же как и во всех остальных понятиях, которыми кичится человек: морали, разуме и пр.), речь может идти в плане больше - меньше, да еще о неких нюансах, которые отнють не в пользу человека. То, что подавляющее большинство животных трудятся - общеизвестно. Больше того, ряд видов изготавливает и примитивные орудия труда. В современном мире человека есть существенное отличие от животных в характере труда. Первое - изготовление орудий, производящих орудия труда. Качественное отличие здесь в том, что труд становится оторванным от прямого применения орудий для удовлетворения потребностей человека. Утрачивается непосредственная связь человека с природой, которая в конечном счете все равно является единственным источником жизни. Второе - то, что на современном этапе развития человечество перешло от приспособления своего способа жизни к природе к приспособлению природы под свои требования. Невозможно в нескольких коротких абзацах сколько- нибудь полно охватить столь обширную тему как труд человека. Я отмечу лишь один момент, который представляется мне важным. Все больше и больше усугубляется дифференциация трудового процесса. Это означает, что отдельный человек перестает видеть конечный результат своего труда. А с моей точки зрения творчество, вдохновение, интерес к самому трудовому процессу может появиться только в том случае, когда человек видит конечный результат и осознает значимость своего вклада. Сказанное лишь намек на мысль и требует обширной аргументации и доказательств. Труд направлен на то, чтобы дать человеку духовное и материальное удовлетворение. В современном обществе первый фактор выпадает. Труд оценивается денежным эквивалентом, а не мерой той радости, того удовлетворения, которое доставляет человеку осознание полученного зримого результата. Из этого следуют два вывода: труд становится обязанностью, способом получения материальных благ, а не внутренней потребностью человека и, второй - человек не осознавая (а зачастую сознательно закрывая глаза) конечного результата своей деятельности может трудиться на своем маленьком участке даже тогда, когда в совокупности эти действия приводят к разрушению, уничтожению природы, самих основ существования человека. Разумеется, это общие тенденции, а пока еще есть множество исключений когда труд и творчество - синонимы. И еще маленькое замечание. Я всегда понимал труд как некое действие в результате которого возникают новые материальные или интеллектуаль ные ценности будь то дом, мешок картошки, картина, мелодия, новая мысль. Когда председатель профсоюзного собрания говорит: "Товарищи, мы работаем два часа..." - мне становится смешно. Ссылки:
|