Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

О науке. Сахалин (К.Б. Вакар)

Источник:  "Дорога": воспоминания К.Б. Вакара

О науке принято говорить с предыханием, почтительно склонив голову. У меня же общение с этой "дамой приятной во всех отношениях" сложилось доброе, без особой почтительности, но и без излишнего панибратства.

Наука для каждого попавшего на эту стезю начинается с самостоятельной задачи. Не обработать данные какого-то эксперимента, не произвести измерение зависимости чего-то от чего-то, а с обнаружения нового эффекта, явления, сущность которого нужно понять, объяснить и уметь прогнозировать его развитие в изменяющихся условиях. Для начинающего исследователя такое явление может быть указано его руководителем, главное в том, что выбор пути исследования, методологии, интерпретации результатов должен принадлежать научному работнику.

Для меня всегда был важен еще один элемент: ответ на вопрос - зачем? Мне было не интересно решать задачки просто так, вроде головоломок за вечерним чаем, обязательно надо было знать как и куда этот твой результат может быть применен, что полезного можно извлечь для людей из твоих трудов. В силу этого себя я именовал технарем, а не ученым, поскольку для меня работа не имеющая практической значимости теряет смысл.

Однажды меня вызвал директор и спросил не хочу ли я слетать на Сахалин. Это было вскоре после моего возвращения с военных сборов. Надо было сделать доклад на конференции об акустическом методе обнаружения волн цунами, а самому сейчас некогда. Какой же дурак не хочет слетать на Сахалин! Я засел за литературу и через неделю доклад был готов.

Оказалось, что маленький самолетик ИЛ-14 Хабаровск - Южно-Сахалинск был битком набит участниками конференции. В аэропорту нас встречали - маститых в фешенебельную гостиницу, а всю "зелень" в гостиницу поплоше. были там геологи, геофизики, океанологи, математики и я один представлял акустическую науку, кстати, я был среди этой молодежи единственный не "остепенившийся". Это была волшебная неделя. Мгновенно образовалась молодежная компания. Перестроиться на дальневосточное время мы так и не успели. Поэтому ночами мы бродили по окрестным сопкам, провожали и встречали зори, читали стихи и свои, и чужие. Днем мы шли "болеть" на доклады только "своих", а потом удирали с конференции.

Была красочная сахалинская осень уже прохладная, но солнечная и яркая. Потом возили нас в Корсаков и Холмск по живописным, но скверным дорогам. И вот тут-то в беседах с моими коллегами - океанологами задача раннего обнаружения возникших волн цунами акустическим методом вместо абстрактных рассуждений стала обретать реальные очертания. Дело в том, что акустический сигнал от точки возникновения волн цунами идет много быстрее самой волны и регистрация таких сигналов позволила бы заблаговременно предупреждать население береговых поселков. Цунами на Дальнем Востоке не столь уж редкое явление и не одна тысяча людей погибла, захваченная внезапно нахлынувшей волной. Будь население Курил и Камчатки не столь малочисленно, число жертв было бы существенно больше. В Японии цунами одно из главных стихийных бедствий. Вот так и сформулировалась задача: условия распространения акустических сигналов при переходе от глубокого океана к прибрежному мелководью с целью выбора мест установки стационарных гидроакустических систем. Немаловажную роль сыграло и то, что мои новые друзья - океанологи долго и тщетно пытались получить у ВМФ корабли для исследовательских работ, а нашему институту сделать это было гораздо проще, поскольку очевидно, что стационарные гидроакустические системы могли быть использованы и для обнаружения шумов кораблей и подводных лодок . Эта тема, мной же и придуманная, разрабатывалась около 10 лет, составила содержание ряда статей, отчетов и закончилась пухлой диссертацией.

Моя научная деятельность, к чему я пришел почти сразу, не давала мне никакого права на чувство превосходства над людьми других специальностей, над людьми физического труда. Наоборот, мне была предоставлена возможность интересно жить, решать головоломки в служебное время, много ездить по свету, пользоваться довольно большой свободой. Я лишь благодарил судьбу и где-то в глубине души испытывал чувство неловкости перед теми, кому не удалось так ловко "устроиться". С многими из той молодежной компании долгие годы поддерживал я добрые отношения, с некоторыми довелось и в море поработать. Большинство теперь академики, директора институтов и как минимум доктора наук.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»