Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Максудовы

Источник:  "Дорога": воспоминания К.Б. Вакара 

Занятия в школе кончались часов в 10 вечера, а то и позже. Поэтому я иногда ночевал у Анатолия, который жил в 5-и минутах хотьбы от школы. Частенько приходил ночевать к Максудовым, жившим в поселке Лось - это километра полтора от школы по шоссе. С Максудовыми мама познакомилась еще в Крыму . Ольга Ивановна и Гарун Ахмедович были врачами и работали в то время в одном из санаториев. Видимо, они поехали в Крым с той же целью, что и мама - укрепить здоровье своей дочери Ии , которая на несколько лет моложе меня. Квартиру в Лосе они получили после того, как был снесен их дом при строительстве метро вблизи Пятницкой улицы. Ольга Ивановна оставалась большим маминым другом до маминой гибели и большую долю добрых чувств перенесла на меня. Ия училась в той же школе, что и мы с Анатолием, только в дневной и на два года младше. Учителя у нас были одни и те же, а постепенно обнаружилось, что много общего и в отношении к жизни, интересах, взглядах. Ночевать в Лось я приходил без всякого приглашения. Всегда меня чем-то кормили. По юношескому недомыслию я не предавал этому значения, а напрасно. Заработок врачей в нашем отечестве всегда был нищенским, а с едой в послевоенное время было весьма трудно. Когда родители укладывались спать, мы с Ией устраивались в ее кровати, облокотившись на противоположные спинки и укрыв ноги одним одеялом. Разговаривали шопотом, чтобы не разбудить родителей в соседней комнате до поздней ночи.

Сейчас уже невозможно представить себе о чем можно говорить несколько часов подряд. К старости проникаешься убеждением, что не нужны никому все твои мысли и переживания, ответы на стандартный вопрос: "Как живешь?", сводятся к столь же стандартным ответам, лишенным содержания. А раньше мы, видимо, нужны были друг другу и верили, что другого так же волнуют твои чувства, как и свои собственные. Мы рассказывали о своих увлечениях, мелких событиях прошедшего дня, огорчениях, прочитанных книгах. Никогда не возникало у нас мыслей о возможности более интимных отношений. Видимо духовная близость была гораздо важнее всего остального и мы инстинктивно оберегали ее чистоту. Кроме того, Ия считала меня весьма легкомысленным человеком и очень удивилась много лет спустя, что ее представления оказались в корне ошибочными.

Гарун Ахмедович рано ушел из жизни, а Ольга Ивановна дожила до глубокой старости и тихо скончалась, устав от жизни, от ее забот и тягот. Иногда Ия ездила с нами и в подмосковные походы, уже в университетский период жизни, но это было редко и не играло никакой роли в наших отношениях. В 1949 году Ия поступила на филфак МГУ, после окончания вышла замуж, обзавелась сыном и двумя милыми дочками- близняшками. Муж ее мне никогда не нравился, на меня он производил впечатление чего-то скользкого, неискренного. В конце концов он ушел.

Ия работает искусствоведом, читает лекции и возит студентов по историческим местам. Сын окончил биофак МГУ, работает, девочки окончили одна мединститут, другая что-то художественное, обе вышли замуж и как-то устроены. Живут на скудные доходы, как и большинство москвичей интеллектуального труда, стараясь найти хоть какое-то соответствие между необходимостью и возможностью. Видимся мы нынче редко, общение сводится к телефонным разговорам, которых я не люблю, и поздравительным открыткам.

Задавленные бытом люди, скованные старческими комплексами, боязнью быть навязчивым, надоесть, мы замыкаемся в себе, опасаясь к тому ж добавить свои тяготы другому - их у каждого и так хоть отбавляй. А жаль, наверное в этом глубочайшая ошибка, только не сообразишь с какого конца взяться за ее исправление.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»