Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Переезд семьи Вакара П.М. в деревню Белый берег

Обсудив с папой этот серьезный вопрос - переезда из города в деревню, мы пришли к решению - ехать и поскорее, так как в городе жизнь наша была в холоде и голоде.

В связи с этим решением возникло много вопросов, которые нелегко было решить. Прежде всего, надо было самим посмотреть в каком состоянии наш дом в Белом Береге, что там осталось из вещей, кто там живет, и получить согласие властей деревни на наше житье там. Поэтому я с Надей отправились прямо в деревню Белый Берег и прежде всего, зашли к знакомым крестьянам - Мурги и Хмельницким. Они нас встретили радушно, обо всем расспрашивали и тоже убедительно советовали переехать из Киева жить в своем доме в Белом Береге. Но для этого, как они сказали, надо поговорить в Сельсовете с местной властью, получить их согласие, так как теперь все принадлежало государству. В Сельсовете отнеслись к нам и нашей просьбе - жить в своем доме - положительно и доброжелательно. Они сказали, что закрепят за нашей семьей усадебный участок, т.е. десятину пахотной земли, луг и небольшой лес и, конечно, здания дома и хозяйственных построек.

Но с условием, что мы будем жить и трудиться на земле как все крестьяне, без наемной помощи.

Таким образом, Сельский Совет принимал нас в свои члены. Обрадованные добрым приемом белобережских крестьян, мы пошли в наш дом, там обосновался какой-то лесничий, так как ему негде было жить, но он заверил нас, что вскоре освободит дом, уедет в другое место.

В доме кое-что сохранилось из необходимых вещей, но много исчезло и не мало надо везти из города.

Вернувшись домой и обсудив все с папой, мы стали готовиться и собираться к переезду в Белый Берег. Это было не просто, беспокоил вопрос с квартирой, в которой оставалась вся наша обстановка и много вещей. Поселились родственники Н.М.Домбровского, (художника) , и мы были спокойны, что сохраняться вещи, которые продать в то время было невозможно.

Примерно в конце января - начале февраля 1921 года мы совершили переезд в свой дом и усадьбу Белый Берег с помощью друзей и нашего кузена Толи Беклемишева . В доме был холод и мы устроились жить в 2-х смежных комнатах, которые отапливались печкой - голландкой - в папином кабинете и гостиной, где был камин.

Самое необходимое из обстановки в комнатах осталось - железные кровати, столы и скамейки.

Постепенно крестьяне нам возвращали кое-что из обстановки - шкапы, стулья, и т.д., что вывезли к себе из брошенного, как думали, совсем, дома, в связи с нашим отсутствием с 1918 года.

Надо было как-то жить, продуктов никаких у нас не было. Первое время жили обменом последних носильных вещей на молоко, яйца, овощи, хлеба не было. Пришлось ходить в деревню менять и часто впустую. Сначала ходили вдвоём, потом разделили наши дела. Надя была, как мы ее называли, - "добытчицей", т.е. добывала средства к существованию, а я хозяйничала дома. Приехали мы зимой и, чтобы отапливать комнаты, надо было добывать дрова. Мы рубили в нашем лесу не очень толстые березы, дубы, тащили волоком к дому. Потом пилили, кололи и заносили домой. Папа старался тоже помочь, но ему это было трудно, он взял на себя топку печки. С освещением были свои сложности. Керосин можно было купить и не всегда, на станции - Ирша, в 4-х км. Поэтому лампы не зажигали, экономили керосин. Освещались "коптилками", - изобретение тех времен, - в баночку из-под лекарств наливали керосин и в крышечку вставляли фитилек из тряпочки. При таком свете мы умудрялись не только готовить и что-то делать, но и читать. А когда керосин был на исходе, зажигали лучину в камине и так читали и что-то делали. К нам иногда приезжал Толя Беклемишев и ходил менять в деревне вещи - в городе голодали...

Но вот пришла весна - время посевов и посадок. Мы выменяли на что-то картошку и весной 1921 года занялись посадкой картошки на нашем поле. Вскопали землю лопатами, делали воронки, в которые надо было класть удобрения, так как почва песчаная, а у нас его не было. Бросали картошку прямо в песок - в ямки. А чтобы посадить больше, мы каждую картошку разрезали пополам. Летом эти посадки обрабатывали по всем правилам, - пололи, окучивали, даже несколько раз, а осенью собрали наш первый урожай - не совсем удачный, - картошка уродилась такая мелкая, что чистить ее было бесполезно, от нее ничего не оставалась, варили ее целиком, с кожурой. Но были и этим довольны, так как обеспечили себя на некоторое время своей продукцией. Одно время картошка, даже такая, заменяла нам хлеб.

Через некоторое время мы получили от Сельсовета помощь в виде мешка ржаного зерна, который я потом носила на спине молоть на мельницу.

Вскоре по приезду в деревню, Наде предложили учительствовать в белобережской школе Малинской волости Радомысльского уезда (которую до революции построили благодаря папе, его хлопотам). В школе жили и учили детей - сначала учитель Лисовский, потом старая учительница, в помощь которой пригласили Надю . Надя учительствовала в этой школе 1920-1921 учебный год. Увлекалась занятиями в школе и даже организовала сценический кружок молодежи. Помню, как выступали на каком-то спектакле в школе молодые парни и девчата, зрители-крестьяне были очень довольны.

Тогда же Наде - пришла идея просвещать молодежь, больше общаться с ними и она предложила своим ученикам и знакомым девчатам приходить к нам в свободные вечера посидеть и послушать чтение интересных книг. Некоторым из молодежи понравилась, видно, эта мысль, а может быть из любопытства, и у нас стали собираться парни и девчата, в том числе был парень Петька , которого мы знали с детства, но который потом оказался подлецом.

Устраивались все в большой комнате с камином. Чтение проходило при освещении лучины в камине, комната вся в полумраке. Рассаживались, кто как мог, в основном прямо на полу. Но идея Нади себя не оправдала, чтения продолжались недолго, молодежь в большинстве не слушала чтения, а любезничала в темноте, - парни с девушками. Так эта затея быстро закончилась. Но общения с крестьянами разного возраста у нас были самые доброжелательные, добрые. Нам старались помочь, когда мы обращались за советом по уходу за животными и по работам в поле. К папе тоже приходили поговорить, спросить иногда совета и называли его, по старому "барин", что смущало папу, и он просил звать его по имени и отчеству.

В этом же году 21-м (когда точно не помню) один зажиточный крестьянин из соседнего села Ялцовка, в 5-ти верстах от нас приехал и предложил Наде учить у него дома двух его девочек (школы там не было). Условия он предложил такие: жить у него с питанием и оплатой продуктами за обучение детей. Надя согласилась и стала жить в семье этого крестьянина - Талдыгина , учить двух девочек,

Каждую субботу на воскресенье он привозил на телеге Надю с продуктами, заработанными ею за неделю. Это было для нас всех большой подмогой. Потом Надя почти год работала на станции Ирша в Малинской заготконторе, кажется в бухгалтерии с 22.1У.22 по 8.1У.23

Постепенно мы осваивались и приспосабливались к новым условиям деревенской жизни, учились всем сельским работам. Наш первый опыт с посадкой картофеля весной 1921 года оказался не совсем удачным, отчасти не по нашей вине - не было нужных средств, т.е. - удобрения и хороших семян. Но обрабатывать картофель мы научились хорошо. Папа нас жалел и мечтал иметь лощадь, самую небольшую, хоть какую-нибудь, это было бы большим облегчением в нашем труде. Но эти папины мечты казались нам несбыточными и мы о них не задумывались. А вот иметь корову - это была наша самая насущная жизненная необходимость. Покупать (или менять) молоко не было возможности, средств, тем более, молочные продукты - масло, сметану.

Ссылки:

  • РЕВОЛЮЦИЯ, КИЕВ, БЕЛЫЙ БЕРЕГ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»