Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Вайнштейн Г.М.: на полустанции Песочная

В девяти километрах к северу от города Орел находилась полустанция Песочная . Полустанциями назывались тогда остановочные пункты, не имевшие коммерческих операций. В Песочной, вернее, вблизи полустанции, был большой балластный карьер, снабжавший красивым красным песком всю Московско-Курскую дорогу. Видимо, отсюда и название - Песочная. При отсутствии коммерческих операций Песочная имела сравнительно серьезную техническую работу по ежедневной отправке семи-восьми балластных поездов, приему стольких же порожних составов для погрузки, а также пропуске своевременно, без задержки, и на трех станционных путях сквозных пассажирских и товарных поездов. Когда там случайно освободилась должность начальника станции, кто-то указал на меня как на хорошего техника. Мне предложили это место, я принял предложение и быстро переселился туда с семьей. Там я впервые дебютировал в качестве самостоятельного руководителя технической работой - и как будто небезуспешно. На меня обратили внимание, мои планы работ одобрил начальник пути, являвшийся хозяином балластных составов и песочного карьера. За пять месяцев моей работы в Песочной там не было не только аварий, считавшихся обычными в балластном карьере, но не было и ни одной задержки каких-либо поездов. Быть может, это результат случайного стечения обстоятельств, не знаю, но на это Управление дороги обратило внимание. Там зорко следили за своевременным следованием не только пассажирских, но и товарных поездов - задержка пассажирского поезда на 10 минут считалась "происшествием" и подвергалась обсуждению. Как бы там ни было, мой первый практический опыт приложения метода "американца" Данишевского имел большой успех.

Не менее успешно дебютировала в роли "начальницы" моя маленькая Юличка. В то время фактического единоначалия на всех ступенях административной лестницы жены "самодержцев" нередко влияли если не на ход работы, то на взаимоотношения начальника с подчиненными. Если сами начальники нередко не в меру выпивали, то их жены "делали политику" через посредство жен младших служащих, а также живущих в пристанционных поселках. "Начальницу" задабривали подношениями, чтобы она в нужных случаях повлияла на своего супруга.

Моя Юличка оказалась прекрасной "начальницей" - не в пример прочим, она была внимательна, приветлива со всеми, но раз навсегда заявила, что в мою службу не вмешивалась и вмешиваться не будет. Если на многих станциях процветала выпивка, нередко взяточничество, игра в карты не по средствам с купцами, кумовство с кабатчиками, то я от этих прелестей избавился с первого дня своего приезда в Песочную. Юличка меня поддержала в этом целиком и полностью, и мы с ней хоть и разными путями, но шли к единой цели - разумному порядку на станции.

Отмахиваясь от наушничания, сплетен, заискиваний, она ласково приблизила к себе двух телеграфисток, перезрелых сестер Петуховых, коих многие игнорировали, оскорбляли. С женами младших станционных служащих Юличка была неизменно корректна, внимательна, любезна, но отказывалась от компанейских отношений и выслушивания нашептываний. В Песочную нередко приезжали из Москвы комиссии инженеров для подсчета земляных работ. Бывал и начальник пути, инженер Якубовский , назначенный вскоре начальником Сызрано-Вяземской дороги - необычайно талантливый и работоспособный. Редкое явление среди инженеров путей сообщения того времени, в большинстве случаев никчемных для серьезной работы, белоподкладочников. Не всегда приезжающие инженеры имели возможность съездить в Орел пообедать, покупали, что возможно, в Песочной, и всякий считал возможным драть с приезжих втридорога. Так поступал и мой предшественник.

Как-то раз председатель комиссии обратился ко мне с просьбой продать им что-либо съедобное, например гуся. Комиссия, мол, умрет голодной смертью. Я ответил, что торговлей не занимаюсь, но справлюсь дома у себя, и если хватит продуктов, то попрошу ко мне запросто, к обеду.

На мою записку об этом Юличка ответила, что всего вдоволь и ждет трех инженеров к обеду через два часа "откушать чем Бог послал".

- А сколько это будет стоить? - спросил один из них.

- Повторяю, я не торгую, - ответил я. - Если угодно быть моими гостями, - пожалуйста, а если не угодно - обратитесь туда, где продают всякое съедобное.

Очевидно, заносчивые инженеры не ожидали таких речей от начальника маленькой станции, на которого они обычно глядели свысока.

Со свойственным Юличке гостеприимством она всех накормила на славу и очаровала московскую компанию - они привыкли видеть совсем иных жен начальников маленьких станций. Как бы там ни было, а жареного гуся с яблоками и воздушный пирог со сливками мои невольные гости впоследствии не раз вспоминали при встречах со мной.

Вскоре после этого меня назначили начальником станции Золотухино . Было ли это назначение случайным совпадением или же именно этот жареный гусь двинул меня вперед по службе - не знаю.

Татьяна Львовна Щепкина-Куперник рассказывает в своих воспоминаниях, что она родилась от яблока, так как ее будущие родители познакомились и затем сблизились при посредстве яблока. Если так, то я вправе допустить, что моя служебная карьера началась в Песочной от того жареного гуся с яблоками и воздушного пирога со сливками, которыми Юличка так усердно угощала наших случайных гостей. Кто знает? Возможно. Всяко бывает в жизни. Тем более тогда, когда без протекции, связей чрезвычайно трудно было продвинуться по службе.

Ссылки:

  • ВАЙНШТЕЙН Г.М. НАЧАЛЬНИК ПОЛУСТАНЦИИ ПЕСОЧНАЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»