|
|||
|
Вайнштейн Г.М.: учусь писать
Преподаванием письма занималась со мной какая-то женщина, ежедневно по одному часу, кроме праздничных дней, за плату один рубль в месяц. Да, один рубль за 24 часовых урока, т.е. около четырех копеек за часовой урок. Так ценили тогда начальный педагогический труд с малышами. На письмо я набросился с увлечением, и занятия пошли как будто вполне успешно. Но вновь произошло событие, причинившее моей первой преподавательнице, да и маме, большое огорчение. Писали тогда гусиными перьями, но кое-где уже стали появляться стальные перья, начавшие вытеснять гусиные. Детям строго было воспрещено писать стальными перьями - педагоги находили, что эти твердые перья портят почерк. Красивый, ясный, твердый почерк поощрялся и был в большой цене. В учебных заведениях в младших классах были особые уроки чистописания. Такое "вольнодумство", как замена гусиного пера стальным, коснулось и школ, хотя родители и преподаватели противились этому. Но "голь на выдумки хитра". Какие-то мальчишки и меня научили хитроумно вставлять стальное перо в полость гусиного пера. Конечно, преподавательница быстро обнаружила мой фортель. А так как она была глубоко убеждена во вреде стальных перьев, то, чтобы наказать меня, отказалась от занятий, хотя очень нуждалась в заработке. Этот эпизод произвел на меня сильное впечатление, мне основательно попало от отца за обман преподавательницы. Попутно возник вопрос: где я добыл стальное перо? Оказалось, что я его взял без спроса у отца. Я много раз говорил моим детям восторженно о своем покойном отце. И теперь, заполняя, так сказать, последнюю свою житейскую анкету, не могу не вспомнить о нем без умиления. Он старательно сеял в моей детской душе не только дельное, но и разумное. Если мама, как женщина, мечтала, чтобы я был богат, то отец глядел глубже, ставя во главу угла нравственные основы. После того как преподавательница прекратила занятия со мной, решили, что заниматься со мной "по всем предметам" будет брат Лазарь . Учеба началась торжественным чтением басни "Муха". Оказалось, что на рогах быка, тащившегося на покой после утомительной работы, сидела муха, объяснявшая встречным бездельницам-мухам: "Мы пахали". Я увлекся и выучил больше заданного. Захотелось похвалиться. Попросил отца прослушать заученный урок, и получился конфуз. Оказалось, что я читаю без передышки, не останавливаясь на знаках препинания, поэтому я читал "муха бык тащился на покой" и т.д. Отец спокойно, толково объяснил мне значение знаков препинания и преимущество выразительного чтения. Кличка "муха-бык" ко мне прилипла надолго, и домашние нередко дразнили меня этой кличкой, но в то же время и отцовский урок дикции и декламации не прошел бесследно для меня. Ссылки:
|