|
|||
|
"Взятки" от буфетчика
Несмотря на скромный образ жизни, дети мои, несомненно, помнят "богатое" убранство нашего стола в Рождество и Пасху. Это делал буфетчик Марков, по установленным традициям, за свой счет в квартирах всех старших агентов для угощения визитеров, являвшихся поздравить с праздником. Такие "столы" готовились у ревизора, начальника участка пути, тяги, начальника депо, врача, начальника станции, их помощников. Эти столы, полные вин, закусок, всяких деликатесов, дичи, маринадов, окороков и проч., стоившие буфетчику больших денег, являлись фактической взяткой . Противиться этой взятке было бесполезно, и я волей-неволей пошел по стопам других. Буфетчика Агея Агеевича Маркова я знал еще "мальчиком" в буфете станции Курск, где он разливал чай и мыл посуду. Когда я в первое Рождество пытался было отказаться от присланных яств, явился сам Марков и заявил, что я не вправе нарушать обычаи, освященные временем, не нами заведенные, не нами установленные. Пришлось подчиниться, пойти в ногу с другими. В этом, считаю, мой грех, если можно так выразиться. Необходимо пояснить, откуда берут начало эти обычаи. Станционные буфеты сдавались в аренду с торгов. Арендная плата с течением времени росла, как росло количество поездов. Так, например, в начале 1890-х годов московский буфет сдавался за 1000 рублей, а через 7 лет - за 3000 рублей. Сколько платил Марков за серпуховской буфет - не помню. Но во всех контрактах было оговорено, что все сотрудники дороги (линейные и управленческие) пользуются скидкой по прейскуранту в размере 40%, а паровозные и поездные бригады - более значительными льготами. Администрация дороги и министерства путей сообщения исходила из тех соображений, что, скажем, такой большой благоустроенный зал, как Московский вокзал, - с кухней, кладовыми, оборудованными погребом, а главное, с обеспеченным контингентом пассажиров-потребителей нигде в городе нельзя снять за три тысячи на всем готовом (ремонт, лед, мебель, отопление, освещение), поэтому буфетчик обязывался подкармливать железнодорожников, а старших агентов буфетчик еще задабривал к Рождеству и Пасхе. На всякий случай. Мол, пригодится. Какие же реальные выгоды извлекал буфетчик из этого задабривания? Известно, что поезда должны следовать по расписанию, и к приходу каждого пассажирского поезда буфет должен быть открыт для пассажиров. Это одна сторона дела, но и другая заслуживает не меньшего внимания. Кроме договорных условий с буфетчиком (контракт на три года) существовал еще циркуляр Синода, воспрещающий продажу водки до окончания церковной службы. А так как в каждом вокзале была икона, перед которой совершались всенощные, то на это время надлежало прекратить продажу водки. Русский человек любит выпить, значит, надо как-то обойти синодское указание. Буфетчики это умело делали, а мы глядели сквозь пальцы: мол, Бог сам по себе, а выпивка и личные удобства - сами по себе. Кстати, о Боге. Считалось, что все были верующими, на все сто процентов, а в действительности это было не совсем так. Подражая Орлу, Туле, Курску и другим станциям, служащие станции Серпухов решили построить привокзальную церковь. Всякими правдами и неправдами собрали с "доброхотных жертвователей" около 1000 рублей, учредили Комитет по сооружению храма. Председателем должен был стать, конечно, начальник участка пути - инженер и строитель. Но начальник участка не пользовался доверием, и на этот почетный по тому времени пост служащие избрали меня. Я был сконфужен: не инженер, не строитель, с легким подмоченным стажем православия - какой же я строитель православного Божьего храма? Но меня убедили принять это решение, основанное якобы на доверии общества. Пришлось согласиться, покрывать отсутствие знаний находчивостью. Природная черта местечковых обывателей. Церкви не построили, но около года я все же числился председателем Комитета по сооружению храма. С тех пор прошло около 40 лет, моя голова теперь уже седа, как снеговая вершина, однако и поныне не могу без улыбки вспоминать, как попал я в такие забияки. Ссылки:
|