Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Нижнегородская земля около восьмисот лет тому назад

Из Ульяновой А.П. Около восьмисот лет тому назад все пространство, где расположен Нижний Новгород и его окрестности, было покрыто дремучим лесом. Высокие холмы по берегам Оки и Волги, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами . Вероятно, здесь в большом количестве водились дятлы. А, может быть, (по предположению Рагозина) владелец этой местности носил имя Дятла, так как мордва владетельным людям часто давала имена птиц. По всему району "Нижегородского поволжья" и выше по Оке и Волге обитали финские племена - мещера, мурома, мордва.

"И по реце Оце, идеже в Волгу, седят: мурома - язык свой, мордва - язык свой, черемиса - язык свой. Нагорная сторона нынешнего Нижегородского края была заселена наиболее сильным из финских племен - мордвою. Мордовские племена - мокша, эздря, тюрешане и другие жили селениями, теснились больше около озер, рек - Кудьмы, Пьяны, Суры, Теши и других. Занимались рыбной ловлей, звероловством, бортничеством-пчеловодством, скотоводством, а иные обрабатывали уже землю. В те далекие времена господствовало хозяйство натуралистическое, т.е. люди жили трудами своих рук. Только по мере развития господства человека над природой развиваются экономические отношения между племенами. На запад от земель финских племен, все пространство нынешней центральной России от днепровских степей до озера Ильменя заселяли славянские племена. Более сильные, предприимчивые славяне по преимуществу занимались землепашеством и промысловой культурой. Они имели уже города - Киев, "мать русских городов", Новгород великий, Ладога и прочие. Но так как по южным степям непрерывным потоком двигались полчища азиатских кочевников - хазары, печенеги, половцы и другие "идолища", которые своими набегами опустошали селения и города, славяне стремились отыскать новые земли, продвигаясь все дальше на северо-восток, к слиянию Волги с Окою, где с течением времени возникают области Суздальская, Ростовская, Владимирская и другие. С движением славян на северо-восток, финские племена на почве промысла и мирного труда, постепенно утрачивая свои национальные и бытовые особенности, сливались с ними, так как благодаря своей малокультурности и отсутствию сплоченности, легко поддавались влиянию более сильного и более культурного племени. Со стороны славян или Руси - это была не завоевательная победа, а культурная, победа рабочего, промышленного и торгового люда: они исподволь поглощали разные финские племена, образуя новое племя, впоследствии получившее название "великоросского".

Ко времени, о котором говорится, Русь доходила к мордовским владениям по верховью Волги до города Радилова (нынешний Городец). На восток от мордвы, где теперь Казанская татарская республика, лежали земли "Великой Булгарии" (о булгарах упоминается византийскими писателями еще в шестом веке. "А за булгары лежат страны далекого Севера, страны мрака и стужи?, - повествуется дальше). Те и другие соседи - Русь с запада, булгары с востока теснили мордву частыми набегами - увозили в плен, брали непосильную дань, грабили. Но это не мешало некультурному, склонному к мечтательности народу мордовскому еще верить в счастливое будущее, когда их край избавится от врагов.

Но история распорядилась иначе. Вот в те-то стародавние времена, как говорит предание, на одном из высоких холмов Дятловых гор , там где теперь военный госпиталь, окруженный садом, поселился выходец из-за реки Кудьмы - Ибрагим. Ибрагим имел четырнадцать сыновей и три дочери (по другому преданию имя этого выходца Скворец и имел он от 18-ти жен 70 сыновей). Каждому из них он построил отдельное жилище. Кроме детей, около Ибрагима поселилось много выходцев, прибывших с ним из-за Кудьмы, и образовалось большое сельбище - около пятисот человек. Сельбище обнесли валом (часть этого вала сохранилась до сих пор за стеной сада вдоль Малой Печерки). За валом шли глубокие овраги, а на валу был утвержден крепкий тын. Этот укрепленный городок - огороженное сельбище - называлось "Ибрагимово городище". Городище занимало значительную площадь: укрепленные стены его проходили от коровьего взвоза - нынешнего Георгиевского съезда, от Волги до ручья Ковалиха, затем, на запад до большого оврага и опять к Волге. Укрепленное городище имело двое ворот - одни с южной стороны, с Ковалихи, другие со стороны Волги, особенно крепкие, где всегда стояла стража. Ворота были из толстых дубовых бревен с земляными завалами изнутри. Имелись еще потайные ходы под землей. Правителем Городища был Ибрагим, а сам он подчинялся князьям мордовской земли, правильнее, старейшим в роде, сидевшим в городе Эрземасе (нынешний Арзамас ). В одно время с Ибрагимом на Дятловых горах жил вещий старик - Скворец (в другом предании, Дятел). Жил тот мудрец в пещере высокого холма со стороны Оки, и был он другом Соловья-разбойника, того самого разбойника, который, "сидя на двенадцати дубах, не давал ходу ни пешему, ни конному", как воспето в русских былинах, пока не расправился с ним Илья Муромец. Издалека приходили люди к старому ведуну Скворцу, чтобы узнать свою судьбу, так как он мог сказать не только о том, что человек пережил, но и то, что с ним будет, что ждет его впереди. Пошел к Скворцу и Ибрагим узнать о судьбе своего многочисленного потомства. С почетом встретил мудрый старик Ибрагима. Выслушал внимательно, долго обдумывал ответ, советовался с тайными духами и наконец сказал: "если твои сыновья будут жить в мире между собой, покладать силу воедино, земля твоя долго будет в их власти. Если же будут ссоры между ними, придут люди с запада, покорят все твое племя, землей овладеют и поставят на горах Дятловых град камень, крепок зело-зело, и не одолеют его силы вражеские". Умный и хитрый старик знал стремление Руси завладеть речным узлом Оки и Волги, учел бессилие мордвы и потому дал такой ответ Ибрагиму, внешне соблюдая престиж чародея. В заключение Скворец просил Ибрагима "о честном ему погребении".

Печальным возвращался Ибрагим в свое городище: он уже видел, как росли ссоры между родичами, и вещее слово Скворца убедило его, что беда недалеко. Но никому о том не сказывал.

И жизнь на Дятловых горах продолжалась по-прежнему: одни пасли стада, гоняя их на водопой к реке Оце, другие ловили рыбу, ходили на охоту, вели сношения с другими сельбищами и городищами, и о врагах внешних не думали, зная, как высоко стоит Ибрагимово городище, защищенное от врагов крепкими стенами. Красуются Дятловы горы над могучими многоводными реками. Тихо журчат струи у подножия красивых холмов, шепчут о бесконечном течении. Только в бурю, грозно вздуваясь, набрасываются волны на зеленые горные берега, точно вызывают их на борьбу. А там, в заречье широко раскинулась равнина, покрытая дремучими лесами. Дремлет девственный бор. Покачивая своими вершинами, скрывает множество зверей и пернатых разного вида. Во всем спокойствие, тишина, точно все притаилось и что-то ждет или спит до неведомого призыва. Природа, как ласковая мать, своим нежным прикосновением успокаивает тоскующую душу и человека культурного и дикаря. Последний, как мало еще отделенный от природы, сильнее подчиняется ее влиянию, сильнее чувствует биение ее пульса. Непонятное для дикаря умиление поднимается из глубины его сознания в минуты нахлынувшего восторга пред лицом природы и чувство бесконечно малого, беззащитного охватывает его. Смотрит, любуется мечтательная, белобалахонная мордва окружающим, слушает разноголосый птичий гомон, упорное постукивание дятла, считает года своей жизни под меланхолические звуки кукушки, и, переполненный восторгом или страхом в минуты бушующей природы, свершает на поляне высокого холма Дятловых гор таинственный культ поклонения обоготворенным чурбанам.

Русь, лежащая к западу от Поволжья, в те времена (X-XII вв.) имела уже сношения с Великой Булгарией . Царство волжских булгар занимало большое пространство по Волге - от Суры до Камы, и настолько оно было сильно, что славяне, как видно из некоторых летописей, не всегда решались тягаться с ними, и должны были признавать их превосходство пред собой. Летопись от 985 года говорит, что после победы, одержанной князем киевским Владимиром над булгарами, дружинник Добрыня, осмотревши пленных, говорит князю: "сглядах колодних и вси суть в сапозех. Сим дани нам не платити, пойдеве искать лапатников". "И сотвори мир Володимир со болгары".

Сметливый славянин Добрыня понял, что лапотникам русским не под силу держать в подчинении более состоятельный, более культурный народ. Предприимчивые булгары вели уже торговлю с востоком. В их столице "Великом Городе" был ежегодно большой ярмарочный торг, где съезжались люди и из "Великого Новгорода" со своими товарами. Это показывает, что булгары имели уже значительные центры экономического движения, которые руководили и хозяйственным бытом края и внешней торговлей. О торговых сношениях богатого Новгорода с Поволжским краем сохранились воспоминания в старинных песнях :

Что по матушке по Волге реке

А гулял Садко молодец тут двенадцать лет,

Никакой притки над собой не видывал.

Захотелось молодцу побывать в Новегороде.

Отрезал Садко хлеба кус сукрой,

А и солью насыпал он, в Волгу опустил.

А и спасибо тебе Волга матушка река

Говорит ему в ответ на его дар Волга:

А и гой еси добрый молодец!

Когда придешь ты во Новгород

Поклонись от меня брату моему озеру Ильменю Садко выполняет в точности наказ Волги, и по совету одного подошедшего к нему там молодца, закидывает в озеро Ильмень три сети, которые приносят ему обильно рыбу красную, белую и мелкую. Пролежавши три дня в подвалах Садко, та рыба обратилась в богатство несметное, и Садко на это богатство скупает все товары Новгорода. Наверное, богатство приобрел Садко не только в озере Ильмень, но и на Волге реке. Кроме торговых связей, удалые молодцы Руси, особенно новгородские ушкуйники, нередко спускались вниз по Волге на своих ладьях-ушкуях искать счастья, добычи у богатых Камских булгар. В этих набегах принимали участие и князья, которых вместе с удальцами тянуло в широкое раздолье Волги. Кроме того, высокие берега при слиянии Волги и Оки издавна привлекали русских, и они решили завладеть этими берегами, легче будет захватить весь мордовский край. И с усилением Владимиро- Суздальских князей начинается наступательное движение на мордву.

"Однажды, - говорит мордовское предание, ехал русский мурза (князь) на ладьях со своими молодцами вниз по Волге для добычи в Булгарские земли. Против Дятловых гор остановился, и любуется князь Мстислав (сын Андрея Боголюбского) зелеными горами и думает заветную думу о присоединении этого удобного края к Владимиро-Суздальскому княжеству. И вдруг видит что-то странное: среди леса на поляне высокого холма стоят шесты длинные, а на тех шестах торчат головы человеческие. Внизу около шестов березняк какой-то шатается, мотается, на восток до земли пригибается. Долго смотрел Мстислав, и посылает своих соратников разузнать, высмотреть, что там на горе делается. Тайком пробираются молодцы, из-за кустов высматривают, выслушивают, и, возвратившись, князю докладывают: "на поляне той стоят шесты высокие, а на тех шестах не головы и не чурбаны насажены, а стоят боги мордовские. Около них, на поляне, не березняк шатается, мотается, до земли на восток пригибается, а то старцы мордовские в белых балахонах богу своему молятся. На поляне, рядом в бадьях стоит брага сладкая, на рычагах яичница жарится. В котлах янбеды (жрецы) варят говядину. Усердно старцы молятся, а уставши, на лужке едят мясо, кашу вельми масляную и запивают брагой медвяною. Люди те мирные, богатые", - докладывают Мстиславу его соглядатаи.

Любо было слушать все это князю и захотел он ближе ознакомиться, и посылает он послов с дарами к мордовским старейшинам. Те дары мордва приняла ласково, велела князю низко кланяться, благодарить его. "И мы пред ним в долгу не останемся". Выбрали старейшины из своей молодежи послов к мурзе русскому, давши горшок каши и ведро браги в дар ему. Послы же дорогой кашу ту съели, брагу выпили, а вместо каши в горшок наложили земли, ведром зачерпнули воды, "ибо не смышляше бе". "И мы тебя дарим", - сказали старейшины чрез своих послов мурзе русскому. Обрадовался русский князь таким дарам. Он объяснил значение их по своему: мордва де добровольно подчиняется Руси, без брани отдает и земли свои и воды".

Значение этой легенды очень ясно: старейшины мордовские осторожно, с опаской относились к более сильным соседям - русским и, когда требовалось, давали выкуп благами от земли, а молодое поколение не сумело сохранить самостоятельность земли мордовской в целом. "Едучи вниз по Волге, - говорит предание о последствии опрометчивого поступка молодежи, - Мстислав разбрасывает по берегам дареную землю: где бросит щепоть - там селение вырастает, где бросит горсть - там город подымается". Молодецкий налет на булгарские селения в этот раз Мстиславу не удался: почти все его соратники сложили там свои головы. Самому князю только богатством удалось спастись.

Вернувшись домой, в княжество Суздальское, Мстислав собрал большую рать и двинулся к устью Оки, к Дятловым горам. Остановился у коровьего взвоза со стороны Волги и послал сказать Ибрагиму:

"Вот я пришел. Сдавайся добровольно или погибните все". Выслушал Ибрагим грозное слово Мстислава и дал такой ответ:

"Я не прирожденный князь и владелец этого края, а только временный правитель в городище. О делах Мордовской земли ведают князья, сидящие в Эрземасе: они должны вести совет со всеми племенами мордовскими как быть, и на решение этого вопроса потребуется не меньше четырех лет".

Мстислав для обсуждения этого вопроса дал Ибрагиму не четыре года, а только четыре дня. Но хитрый и умный старик сумел воспользоваться и этим коротким сроком: он ввел за свои укрепленные стены потайными ходами около пяти тысяч вооруженных людей и смелым натиском решил отогнать врага. Не дожидаясь окончания четырехдневного срока, открыл он со стороны коровьего взвоза ворота и ударил на войско Мстислава. Но несмотря на такой смелый, решительный удар - сам Ибрагим, его сыновья и весь народ от мала до велика легли под мечами и стрелами русских: "не осталось в Ибрагимовом городище ни старца старого, ни дитя малого. И само городище, - говорит предание, - враги дотла сожгли и сравняли с землею". Расправившись с мордвою на Дятловых горах, Мстислав вернулся в Суздальское княжество , оставив стеречь завоеванные горы тысячу конных воинов. Воинам приказал селиться не на месте разрушенного городища, а вне его стен, за валом. Узнали мордовские князья, как Русь поступила на Дятловых горах, и оповестили о том весь свой край. "Зело возмутилась мордва". Спешно собралась огромная рать и двинулась к месту, где красовалось Ибрагимово городище, чтобы жестоко отомстить своим врагам. Русские имели уже среди мордвы своих приверженцев, которые предупредили их о грозящей опасности. И, действительно, пешая мордовская рать "неспешными полчищами" двинулась по Эрземасской дороге к Дятловым горам. Но когда она была уже в верстах десяти от городища, русский сторожевой отряд на своих борзых конях полетел навстречу врагу. И там, где теперь Щербинка (новая деревня), стремительно перерезал мордовскую пешую рать и помчался по Березополью (вся южная часть Нижегородского уезда и северная Горбатовского была в те времена покрыта дремучими лесами и называлась Березопольем. См. Мельникова "Путеводитель Нижнего Новгорода") к Суздальскому княжеству.

Эти предания подтверждают летописные известия о том, что на месте нынешнего Нижнего Новгорода был городок или большое сельбище, которое подверглось опустошению в 1171 году.

Ссылки:

  • НИЖНИЙ НОВГОРОД В ПРЕДАНИЯХ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»