|
|||
|
Взятие Казани 1552
Из Ульяновой А.П. Каменный кремль и рать вооруженная в достаточной мере охраняли Нижний. Но окрестные жители и весь нижегородский край по- прежнему страдал от коварных соседей, и Нижнему пришлось многое перенести в ответственной исторической роли охранителя интересов родного края. В 1523 году Казанский хан, стремясь везде мстить русским, дошел до того, что перебивши русских купцов в Казани на Арской ярмарке, приказал убить и посла Московского. Князь Московский Василий [III Иванович] , возмущенный таким поступком, решил покорить беспокойных, и рать Московская несколько раз подходила к стенам Казани, но очевидно, не надеясь на свои силы, ограничивалась только разгромом окрестностей. Казанцы в свою очередь сугубо мстили русским, особенно доставалось ближайшим соседям. В этот период был основан при впадении Суры в Волгу город Василь, главное назначение которого было вовремя оповещать Нижний о приближении врага: татары держали жителей края в постоянном страхе. Чинимые набеги с пожарами, грабежами заставили Москву сосредоточить военные силы на востоке. В это время Московским князем, объявившим себя царем был Иван IV , впоследствии прозванный Грозным. Иван IV решил окончательно усмирить казанских татар. Но только в 1552 году Казань была покорена. Взятие Казани было неописуемой радостью для жителей нижегородского края, они освободились от лютого жестокого врага. С великим торжеством встретили в Нижнем покорителя Казани. "Как только показались на Волге ладьи Грозного с дружиной, по всему городу разлился колокольный звон и все население высыпало на берег для встречи победителей. Все от мала до велика пали на колени со слезами благодарности за избавление от векового врага. Торжеству и радости не было конца". Однако радость была преждевременна: хотя поход Грозного и разгромил Казанцев и, казалось, усмирил их окончательно, но, поощряемые Золотой Ордой , они много раз еще появлялись под стенами Нижнего. Через год была покорена и Золотая Орда - Астраханское царство . Вся Волга с этого времени принадлежала русским. С походом Ивана Грозного на Казань связано много преданий. Долго пелась песня о Калейке, мужике, который показал путь Грозному с его ратью чрез выксунский лес. Грозный был воин-царь наш батюшка, Первый царь Иван Васильевич. Сквозь дремучий лес с войском силою Он прошел в страну татарскую, Себе царство взял Казанское. В другом месте мужик Ардатка указывает Грозному с ратью прямой путь на Казань и получает за эту услугу так много денег, что строит своему потомству целое селение. Впоследствии его потомки размножились и селение развилось в городок, названный его именем - Ардатов . С этим же походом связано и название села Девичьи Горы в Лукояновском уезде. "Шел русский царь Иван Грозный от Мурома на Казань, и когда дорога пролегала по нижегородскому краю - не было у него надежного проводника, а на пути встретились непроходимые болота. Ратники искали днями удобного прохода и не находили. А мордва в это время учинила заговор на царя. В глухую ночь заговорщики с копьями и стрелами уже подкрадывались к стану Грозного. Увидела девушка, куда пробираются вооруженные люди и, догадавшись о их намерении, бросилась к уснувшей страже. Но схватили ее заговорщики. Видя свою гибель неминучую, девушка криком разбудила стражу. Утром нашли несчастную висящей на копьях, воткнутых в землю. "На этом месте, - говорит предание, - Грозный приказал построить церковь из срубленных дубов на этой же горе". С тех пор это селение называется Девичьи Горы . Щедро раздает московский царь запьянские земли с "людишками" своим соратникам - служилым людям. Последние, стараясь заселить пустые земли, сманивают людей с других мест. Кроме того, население увеличивалось высылаемыми сюда по разным причинам, как на крайний восточный пункт, с западных и центральных мест России. Особенно много переброшено в нижегородский край новгородцев и псковичей после их разгрома Грозным. Ссылали сюда людей с запада еще отец и дед его. В записках Зосима Соловецкого значится, что Марфа Борецкая - посадница Новгорода, поддерживавшая вольный дух новгородцев, дух протеста против Москвы, была выслана в Нижний, и умерла здесь в Зачатьевском (Крестовоздвиженском) монастыре. В те далекие времена Нижний служил местом ссылки, как мы видели выше, военнопленных. Ссылали заподозренных в неверности московским правителям и тех бояр и служилых людей, к кому особенно был расположен народ. С покорением Казанского царства, с Нижнего снимается обязанность военно-сторожевого пункта: он не служит уже ареной военных действий. Стихийно сметались царства: Булгарское, Казанское, Золотая Орда. Прошли пред Волгой племена тюркские, финские, монгольские и наконец утвердились, стали господствующими великороссы, в которых потонули все предыдущие. Впрочем немало потомков от этих народов осталось в Нижегородском краю. По преданию город Сергач получил начало от татарского князя по имени Серга ("носил в ухе серьгу"). Этот князь настолько был беден, что мог содержать "только семьдесят жен". Для своего поселка облюбовал он место среди оврагов, вдали от рек и озер, в четырех верстах от р. Пьяны. Потомки Сергии размножились, и селение по имени его основателя раздвинулось. Невзрачное, серое, с низкими домишками, оно украшалось только золотыми полумесяцами на мечетях, и слышались призывные звуки на молитву Аллаху: алла-гу, алла-гу. Но вот Екатерина вторая повелела этому селению Сергии быть административным пунктом - уездным городом Сергачем. С увеличением русского населения, в нем начали развиваться ремесла, обслуживающие окрестных жителей. Между прочим, жители этого уезда долгое время считали самым выгодным промыслом хождение с ручным медведем по матушке Руси, а иные хаживали и в неметчину. После преобразования селения Сергии в город, многие из татар, убоясь городничих и других русских чиновных "пауков", из Сергача выселились, основавши большие и малые Ачки, Пожарки и другие. Немало "князей" до сих пор по городам выкрикивают : "шурум бе-е-ром!.." Ссылки:
|