Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Курчевский Л.В.

Известный изобретатель Л.В. Курчевский . В 1937 г. журнал "Советская Арктика" писал о том, что по заданию Главсевморпути инженер Л. В. Курчевский разрабатывает конструкцию полярных "водяных саней". Однако создать удачную машину, которая могла бы без установки дополнительных агрегатов служить для передвижения как по снежному бездорожью, так и по мелководью, не удавалось.


Леонид Васильевич Курчевский (1890 (по другим данным 1891), Переславль-Залесский - 1937) - русский советский изобретатель. Родился в семье учителя рисования.
Закончил два курса физико-математического факультета Московского университета. В 1916-1918 годах заведовал КБ Московского военно-промышленного комитета. В 1918-1920 годах возглавлял лабораторию в Комитете по делам изобретений ВСНХ и одновременно работал в автосекции транспортного отдела того же Комитета. В 1921-1922 годах служил в Комиссии по звуковой разведке. В 1922-1924 годах руководил мастерской-автолабораторией при Комиссии по делам изобретений. Известен своими работами в области динамореактивных безоткатных орудий, которыми занимался с 1923 года. В 1924 году осуждён на 10 лет за растрату казённого имущества и средств (якобы использованных им на постройку вертолёта). Находясь в заключении в Соловецком лагере особого назначения продолжал заниматься изобретательской деятельностью, построил опытный вариант динамореактивной пушки. В начале 1929 года досрочно освобожден.
С января 1930 года был главным конструктором ОКБ-1 ГАУ. В начале 1934 года специально для Курчевского организовано Управление уполномоченного по специальным работам. Им создано несколько десятков типов динамореактивных пушек (ДРП) калибром от 37 до 420 мм, в том числе 76-мм батальонная пушка БПК, авиационная динамореактивная пушка АПК и другие. Испытания многих из этих образцов проводились на подмосковном Кунцевском полигоне. Курчевский стремился охватить весь спектр артиллерийского вооружения: помимо полевой артиллерии был построен специальный истребитель, вооружённый 76-мм безоткатными пушками, 305-мм гаубицу устанавливали на автомобиль, 305-мм ДРП устанавливалась на эсминец, 152-мм - на торпедный катер и т. д. Пользовался большой поддержкой начальника вооружений РККА М. Н. Тухачевского, наркома тяжелой промышленности и члена Политбюро ЦК ВКП(б) Серго Орджоникидзе, которую использовал для продвижения своих проектов.
Среди других разработок Курчевского - аппарат для метания гранат, полярная лодка-вездеход, трёхосный вездеход на колёсном и гусеничном ходу, крылатая торпеда, глиссер.
Во всех своих безоткатных (динамореактивных) орудиях Курчевский использовал только одну схему - нагруженный ствол. Для первых образцов Курчевский просто брал какую либо обычную пушку, отрезал казенную часть, а вместо нес вставлял сопло Лаваля (воронку). При этом внутреннее устройство ствола оставалось без изменений. Недостатками нагруженного ствола являлись большой вес и высокая стоимость. Кстати, после 1945 г. ни одна страна мира не приняла на вооружение безоткатное орудие с нагруженным стволом. 

Изготовленные образцы орудий имели большое количество неустранимых недостатков, их характеристики не соответствовали заявленным. Тяжесть последствий авантюрного решения усугублялась тем, что М. Н. Тухачевский, занимая должность начальника вооружений РККА, решил полностью перевооружить артиллерию РККА безоткатными орудиями. И в период с 1931 по 1935 год почти все артиллерийские заводы СССР работали по заданиям Курчевского. В итоге все авиационные, корабельные, танковые, горные, зенитные и др. пушки Курчевского оказались полностью небоеспособными. В 1937 году Курчевский был арестован по обвинению в создании неперспективных систем вооружений по заданию Тухачевского и 25 ноября 1937 года приговорён к высшей мере наказания. Точная дата смерти неизвестна (по одним данным это 26 ноября 1937, по другим - 12 января 1939). Реабилитирован в 1956 году.
В конце 30-х годов все пушки Курчевского были сняты с вооружения и почти все уничтожены, в войне не участвовали, все работы по безоткатной артиллерии в стране надолго прекращены

Ссылки:

  • Отношения Бартини с коллегами
  • Аэросани-амфибия А-31
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»