|
|||
|
Дирижабли для военных целей
Источник: М.Б. Саукке Как это часто случается, новое достижение инженерной мысли послужило, в первую очередь, не расцвету культуры, а прямо противоположным целям. Французский дирижабль "Петри" полужесткой схемы уже в 1907 г. принял участие в военных учениях. Начиная с 1909 г. цеппелины становятся непременными участниками маневров германской армии. Впервые в боевых действиях дирижабли были использованы итальянцами в 1911 - 1912 гг. во время войны с Турцией. С их помощью проводились разведывательные операции и наносились бомбовые удары. Широкое строительство дирижаблей в Германии, Франции, Италии заставило военное ведомство России также начать работы в этой области. 21 февраля 1907 г. приказом генерал-инспектора А.П. Вернандера была образована комиссия по постройке дирижабля под председательством военного инженера генерала Н.Л. Кирпичева . В задачи комиссии входило "производство опытов и исследований принадлежностей и материалов для постройки управляемого аэростата, а также составление по результатам опытов окончательного проекта такого аэростата". В состав комиссии входили военные инженеры и воздухоплаватели: генерал-майор А.М. Кованько , инженер-полковник Е.С. Федоров , инженер-подполковник В. Ф. Найденов , подполковник В. А. Семковский , капитан Н. И. Утешов . К работе были привлечены и крупнейшие научные силы России. Комиссия приступила к проектированию первого отечественного полужесткого дирижабля. По сути дела, в феврале 1907 г. был создан первый в России научно-конструкторский центр по дирижаблестроению. В 1908 г. в Учебном воздухоплавательном парке был построен по мягкой схеме первый русский дирижабль "Учебный". Он брал на борт трех человек и мог совершать полеты продолжительностью около трех часов. При этом высота достигала 800 м, а скорость - 22 км/ч. В 1908 - 1909 гг. "Учебный" совершил ряд успешных полетов. В 1910 г. русскими инженерами для военных целей были построены еще два мягких дирижабля. На ижорском заводе в Колпино под Петербургом по проекту профессоров Боклевского и Фан-дер-Флита, инженера В. Ф. Найденова и при участии капитана Б. В. Голубова был построен "Голубь", который имел объем 2270 куб. м и мог нести полезную нагрузку в 800 кг. Другой дирижабль "Ястреб" строился в Москве акционерным обществом "Дукс" . Его конструктором был А.И. Шабский . При объеме 2700 куб. м он мог нести 1170 кг полезной нагрузки. Постройка полужесткого дирижабля, разработанного комиссией, завершилась 17 июля 1909 г. Он получил название "Комиссионный". По ряду причин его первый полет состоялся только 30 июля 1910 г. Испытания прошли успешно, и дирижабль, переименованный в "Кречет", был передан армии в 9-ю воздушную роту. Дирижабли жесткой схемы в России, имевшей слаборазвитую дирижаблестроительную промышленность, не строились. Страна была вынуждена закупать дирижабли за границей - в основном у Франции и Германии, которые стремились продать не самые лучшие и современные образцы. Все это привело к тому, что в канун первой мировой войны Россия располагала парком в 14 дирижаблей, из которых только четыре могли с большими оговорками считаться пригодными для боевых действий. В итоге лишь один дирижабль "Астра" французской постройки в мае - июне 1915 г. выполнил несколько боевых полетов. К началу первой мировой войны летно-технические данные дирижаблей были выше, чем у самолетов. Аэропланы тех лет ни по дальности полета, ни по грузоподъемности не могли с ними конкурировать. Атаковать дирижабль в воздухе аэроплану было также сложно. Спереди и с боков он был защищен пулеметами. Как правило, для атаки летчику надо было забраться выше дирижабля и попытаться попасть в него сбрасываемой вручную бомбой. В силу этих достоинств дирижаблей оба противостоящих друг другу военных блока - Тройственный союз и Антанта (за исключением опоздавшей России) - позаботились об их заблаговременном строительстве. Немцы успели построить 25 цеппелинов , 19 из которых были военного назначения. Цеппелины наносили удары с воздуха по Парижу и Лондону. Немецкие дирижабли проводили разведывательные полеты над Балтикой. Они совершили несколько десятков налетов на Россию, сбросив при этом большое количество бомб, В 1916 г. немецкий дирижабль совершил разведывательный полет из Германии в Петрозаводск. Вполне реальной была возможность нападения воздушных гигантов и на Петроград. Поэтому неудивительно, что в связи с наступлением немцев на Восточном фронте 17 сентября 1917 г. в газетах были опубликованы правила поведения жителей на случай налета цеппелинов. В стане Антанты основная тяжесть боевых операций легла на английские воздушные силы . В общей сложности за четыре года войны английские дирижабли провели в воздухе 83 360 ч, налетав при этом более четырех миллионов километров. В 1915 - 1917 гг. дирижабли англичан, совместно с авиацией и морскими силами, принимали участие в боевых действиях знаменитого Дуврского патруля . Свои задачи Дуврский патруль успешно выполнил, таким образом, результаты применения дирижаблей воюющими сторонами в первой мировой войне, несмотря на печальный опыт России, не оставляли в те годы сомнения в том, что за ними большое будущее как в военной, так и в мирной сферах применения. Ссылки:
|