|
|||
|
Торпедные катера: действия на Черном море во время войны
Источник: М.Б. Саукке С 1943 г. Г-5 стали привлекать к высадке и снабжению морских десантов, используя скоростные качества глиссеров, На полном ходу катера пролетали наиболее опасные участки, за 200 - 300 метров до берега давался задний ход, и катера по инерции приходили к берегу. В этих операциях бригады торпедных катеров несли тяжелые потери. Так, за 2 дня Новороссийской десантной операции погибли ТКА ММ 21, 55, 71, 91, 93, 112, 124, 125, многие катера получили серьезные повреждения. В 1-й и 2-й БТКА из 32 катеров в строю осталось всего 14. Об этой операции следует рассказать особо, ибо в ней были задействованы ТКА Г-5, АКА-5 и десантные катера Г- 5 (десантники и грузы размещались в желобах вместо торпед). Сигналом для катеров послужила артиллерийская подготовка в 2 ч 44 мин 10 сентября 1943 г. В течение нескольких минут катера подавили торпедным ударом огневые точки на западном и восточном молах и высадили на них десантников. Четыре катера прорвались в порт и выпустили торпеды по огневым точкам на причале, уничтожив 13 дотов, 9 дзотов, и около 10 полузакрытых огневых точек. АКА поддерживали десантников ракетным огнем. На следующую ночь торпедные катера доставили в Новороссийск пополнение, боеприпасы и продовольствие. За участие в Новороссийской десантной операции 2-й БТКА ЧФ было присвоено почетное наименование "Новороссийской". 1 ноября 1943 г. началась высадка десанта в Этильген, а через два дня - севернее Керчи. Боевые действия катеров проходили в исключительно трудных условиях. Противник имел значительное преимущество в надводных артиллерийских кораблях и катерах, Керченский пролив был сильно заминирован. В боях принимало участие 30 Г-5. До начала 1944 г. им удалось потопить и повредить 9 БДБ и доставить на плацдарм свыше 1000 солдат и 17 тонн боеприпасов. За это время 5 катеров подорвались на минах, 4 катера погибли от огня самолетов, 1 - в бою с вражескими катерами. К весне 44-го наши войска освободили левобережье Днепра и отрезали гитлеровцев в Крыму. Немцам удалось наладить снабжение своих войск по морю. Для того, чтобы заблокировать вражеские морские коммуникации, 2-й бригаде ТКА пришлось совершить переход в Каркитинский залив вокруг Крымского полуострова, занятого противником, избегая ударов авиации и сторожевых кораблей, пройти путь, более чем в два раза превосходящий дальность плавания Г-5. Катера шли строем клина. Для скрытности перехода была выбрана соответствующая погода - волна до шести баллов и густой туман. На восьмом часу перехода капитан второго ранга Проценко был вынужден дать команду "стоп", хотя никто не отстал: на его катере моряки стучали зубами, дрожа от холода и ветра. По радио он передал непредусмотренную команду: "По сто граммов, по куску свинины, по плитке "колы"! Отдых пять минут!" На двадцать втором часу три командира на очередной остановке упали у штурвалов, потеряв силы. Проценко приказал боцманам заменить их. Но едва взревели моторы, командиры, как тени, вновь встали к рулям. Из 13 катеров до места назначения добрались 9: три катера вернулись из-за неполадок в двигателях, а катер Игошина заблудился и был расстрелян вражескими катерами в бухте Ак-Мечеть. С этого времени торпедные катера в районе Севастополя действовали с двух направлений. В Каркитинском заливе катерники Проценко базировались на голом пустынном берегу. Моряки оставались на катерах, мокрые с головы до ног, греясь поочередно в моторных отделениях. Командный пункт с радиостанцией разместился в воронке от авиабомбы. На всем берегу это было единственное укрытое от ветра место. Питались моряки ухой из рыбы, добытой тут же. Однажды ночью от Пилипенко приняли радиограмму с моря: "Потопил баржу коровами". Сперва решили, что подшутил, но утром все прояснилось. Точно, на десантной барже, кроме солдат, были коровы. Одну из них Пилипенко хотел прибуксировать за рога - славное получилось бы блюдо взамен надоевшей ухи, но трос лопнул на большом ходу, и корова осталась в море. Ссылки:
|