|
|||
|
Радиоуправляемые торпедные катера
Источник: М.Б. Саукке Катера Ш-4 стали первыми советскими телеуправляемыми кораблями . В начале 30-х годов в Финском заливе проводились сравнительные испытания двух систем. Одна из них, разработанная В. И. Бекаури в Остехбюро , имела в своем составе счетно-решающий автомат курса. Станция управления комплексом вместе с оператором размещалась на корабле. Оператор другой системы, созданной под руководством А.Ф. Шорина , сам рассчитывал по карте курс выходящего в атаку катера. Решающим явилось то, что управляющая станция комплекса Шорина была установлена на самолете ЮГ-1 . По воспоминаниям контр-адмирала Б.В. Никитина , "катера, управляемые с самолета или с корабля, по радиокомандам отходили от причала, выходили в море, маневрировали, устремлялись в атаку и производили пуск торпед. Проводились атаки и по прикрытому дымовой завесой кораблю-цели... Оператор на самолете оказался в лучшем положении, чем тот, что находился на корабле управления... Комиссия предложила принять на вооружение комплекс А.Ф. Шорина. Остехбюро предложили доработать свою аппаратуру". После этого был организован серийный выпуск радиоуправляемых торпедных катеров (тогда их называли катерами волнового управления). В 1937 г. на учениях в "атаках" на "вражеские корабли" принимало участие более пятидесяти катеров с волновым управлением. Система Шорина работала безупречно. Однако применение радиоуправляемых катеров во время боевых действий второй мировой войны в 1939 - 1941 гг. показало их крайне малую эффективность. Поэтому в Отечественной войне радиоуправляемые катера не участвовали. Ссылки:
|