|
|||
|
Длинный путь к торпедному катеру
Источник: М.Б. Саукке Шла одна из многих русско-турецких войн . В ночь на 28 декабря 1877 г. в полной темноте два катера русского флота под командой лейтенантов Зацаренного и Щешинского вошли на рейд Батуми и выпустили две торпеды в турецкий броненосец. К огорчению команд катеров, одна торпеда попала в якорную цепь броненосца, а вторая прошла под его килем. 26 января следующего года эти же катера туманной ночью вновь проникли на батумский рейд и с расстояния 60 - 80 м выпустили торпеды в сторожевой корабль "Интибах". Торпеды взорвались почти одновременно. Сторожевик быстро накренился и через две минуты скрылся под водой. Это было первое в истории боевое применение нового вида оружия - торпед . Самодвижущаяся мина, названная торпедой, была создана англичанином Робертом Уайтхедом вместе с лейтенантом австрийского флота Иоганном Лупписом в 1866 г. Однако есть основания считать изобретателем нового боевого средства нашего соотечественника, талантливого конструктора И. Ф. Александровского , который в 1865 г. детально разработал проект самодвижущейся мины. Управляющий морским министерством адмирал Краббе счел проект преждевременным. Только через три года изобретателю предложили построить мину на свои средства с последующим возмещением затрат в случае успеха. Свою торпеду Александровскому удалось построить в 1874 г. В этом же году прошли совместные испытания торпед Уайтхеда и Александровского, которые показали явное преимущество отечественной конструкции. Тем не менее, морское министерство отдало предпочтение освоенной в производстве торпеде Уайтхеда и закупило 250 торпед за границей. Стоимость их в те годы была очень высока, более 4000 руб. за штуку. Именно из-за такой дороговизны русским морякам стоило немалого труда получить четыре торпеды для атаки батумского порта. В России первые торпеды были изготовлены в Кронштадтских торпедных мастерских . В них, а затем и на других заводах с 1894 по 1900 г. было изготовлено 979 торпед. Торпеды русского производства, хотя и назывались минами Уайтхеда, прошли серьезную модернизацию и внешне отличались от прототипа. Для боевого использования торпед "беспокойный лейтенант", как называли на флоте С.О. Макарова , переоборудовал минные катера "Чесма" и "Синоп" . Торпедный аппарат прикрепили под килем "Чесмы" - в момент стрельбы катер прицеливался в корабль противника всем корпусом. Другой катер снабдили плотиком, на котором был укреплен торпедный аппарат. Команда "Синопа" перед выстрелом подтягивала плотик к своему борту, чтобы прицелиться и выстрелить, Минные катера, имея ограниченную дальность плавания и плохую мореходность, доставлялись к вражескому побережью пароходом-носителем "Великий князь Константин", командование которым было поручено Макарову. Успешное применение минных катеров не прошло незамеченным. Морские специалисты Англии, Франции и Италии спешно разрабатывали носимые минные катера для нападения на вражеские эскадры в открытом море. Так, в 1878 г. итальянцы заказали английским фирмам "Торникрофт" и "Ярроу" два минных катера для установки в ангарах, сооруженных на палубах итальянских броненосцев "Дуилио" и "Дандоло". Сами англичане тоже не обошли новинку вниманием: артиллерийское вооружение эскадренного броненосца "Инфлексибл" было усилено двумя спускаемыми минными катерами. Прямым воспроизведением макаровской идеи "катероносца" стало появление в составе флота ее Величества минного транспорта "Гекла" с четырьмя катерами на борту. Опыты по созданию более совершенных носителей минного оружия для оснащения ими броненосцев и специальных транспортов велись после русско-турецкой войны и в России. Однако рождение торпедного катера не состоялось - стремление к увеличению дальности плавания и повышению мореходности вызвало заметный рост водоизмещения, о чем незадолго до русскояпонской войны писал С. О. Макаров уже в чине вице-адмирала: "...явление, замечаемое в настоящие годы, что размер кораблей каждого класса увеличивается, повторилось... От паровых катеров в 6т перешли к миноноскам в 20 т, но потом стали строить миноноски типа "Батум" в 60 т и назвали их миноносцами". История развития миноносцев достойна отдельного описания, и мы оставим ее для других исследователей. Во время русско-турецкой войны Макаров решил одну из тех задач, о которых писал в рапорте о результатах батумской операции: "...действия парохода могут быть двух родов: 1) нападение на неприятельскую эскадру, стоящую у наших берегов, и 2) нападение на неприятельскую эскадру, стоящую у неприятельских берегов или в открытом море...". Острая нехватка миноносцев при обороне Порт-Артура и Владивостока заставила морское командование обратить внимание на корабельные паровые катера, которым приходилось охранять броненосцы и крейсеры на рейдах и нести сторожевое охранение у входов в гавани. Так была осуществлена другая часть замысла выдающегося флотоводца и ученого. В это же время обнаружилось, что тихоходные паровые катера являются удобной целью для скорострельной противоминной артиллерии. Поэтому морское министерство с интересом отнеслось к предложению американской фирмы "Флинт и К" поставить России так называемые "лодки рейдовой обороны" конструкции Л. Никсона . Русский морской агент в Вашингтоне обстоятельно изучил деревянный катер и дал ему хорошую оценку: два 300-сильных газолиновых двигателя быстро запускались, были экономичными и мало дымили. Русский заказ лишал компанию Флинта возможности выполнить срочный японский заказ на двигатели для подводных лодок. Это обстоятельство оказалось решающим для русской стороны, и 19 августа 1904 г. с Флинтом был заключен контракт на поставку русскому флоту десяти катеров-миноносок Никсона. В России их позднее стали называть "газолинками". Заказ был выполнен уже после окончания русско-японской войны, поэтому катера доставлялись на пароходах в разобранном виде в Севастополь и собирались в Лазаревском адмиралтействе. В это время комитет прибрежной обороны в Петербурге выработал требования к шхерным миноносцам для Балтийского флота, Оказалось, что "газолинки" как нельзя лучше отвечают им, и в сентябре 1905 г, катера с экипажами перебросили железной дорогой в Петербург, где они вошли в состав восьмого флотского экипажа. Первый поход из Кронштадта в Биорке в июне 1906 г. показал, что моторные миноноски превосходят паровые и в мореходности, и в скорости - "газолинки" выделили в отдельный отряд под командованием лейтенанта С. Яновича . История повторилась. Являясь, по существу, первыми торпедными катерами , "газолинки" дали развитие другим классам кораблей. Ссылки:
|