|
|||
|
Воздухоплавание и авиация после революции
Источник: М.Б. Саукке После революции, еще до появления ЦАГИ, в Москве 23 марта 1918 г. создается "Летучая лаборатория" . В ее задачи входили всесторонние экспериментальные исследования в области воздухоплавания и авиации. Летучая лаборатория, руководимая Н.Е. Жуковским , стала первым советским научным авиационным институтом. 16 июля 1919 г. коллегия лаборатории принимает решение о передаче ее в ведение ЦАГИ ВСНХ , как высшего научно- авиационного центра Республики. В 20-х гг. воздухоплавание в России достигло успехов как в военной, так и в мирной областях. За время гражданской войны аэростаты наблюдения Красной Армии совершили более 6000 подъемов, проведя в воздухе около 9730 часов. Они применялись на суше с неподвижных и подвижных (бронепоезда) стартовых установок, использовались боевыми флотилиями на Волге, Каме и Днепре. Начиная с 1920 г, свободные аэростаты привлекались для решения научных проблем. Первый полет свободного аэростата (правда, еще дореволюционной постройки) состоялся 27 июля 1920 г. Старт был дан с Красной площади в Москве в честь открытия III Конгресса Интернационала . С 1921 г. промышленность приступила к выпуску отечественных свободных аэростатов. Были сделаны попытки и полукустарного строительства дирижаблей. В 1920 г. курсанты петроградской воздухоплавательной школы приступили к восстановлению наиболее сохранившегося дирижабля "Астра" . После замены на нем подвесной системы и некоторых механических частей он был подготовлен к полету. 3 января 1921 г. под командованием В. Л. Нижевского дирижабль, получивший новое название "Красная звезда", впервые поднялся в воздух. Всего на "Красной звезде" было выполнено шесть полетов общей продолжительностью 16 ч. 27 ноября 1923 г. состоялся полет дирижабля "И Октябрь", построенного из частей старых русских дирижаблей. После двух полетов его эксплуатация из-за ветхости оболочки была прекращена. Со всей остротой вставал вопрос о воссоздании отечественной дирижаблестроительной промышленности. Этому и было посвящено заседание НТК Главвоздухфлота , состоявшееся 24 декабря 1922 г. На нем шла речь о возможности постройки "жестких и вообще больших дирижаблей". На основании проработок Комиссии НТК Главвоздухфлота 12 октября 1923 г. инженеру Н.В. Фомину поручается составить проект дирижабля. К этой работе рекомендовалось привлечь ЦАГИ , так как институт отвечал за все виды летательных аппаратов - как легче, так и тяжелее воздуха. Так и сделали. При этом на авиационный отдел ЦАГИ возлагалась разработка всех металлических конструкций дирижабля. Именно с этого решения начинается участие А. Н. Туполева , как руководителя авиационного отдела, в создании отечественного дирижаблестроения. Ниже дается краткое описание дирижаблей, строительство которых включало в себя работы, выполняемые КБ А. Н. Туполева. См. Дирижабли, спроектированные в КБ А.Н. Туполева Ссылки:
|