|
|||
|
Татищев в Кунгуре, налаживание медеплавильного дела, школы
В итоге хозяйничанья царских воевод медеплавильное дело в Кунгуре находилось в таком запущенном состоянии, что в ближайшее время выплавку меди нельзя было возобновить. В коллегию он доносит, что необходимо создать достаточный запас руды, и рассылает повсюду "охочих людей" для ее поисков. Дело это также было не из легких. Так Боляк Русаев, отправившийся в прилегающие к Кунгуру башкирские земли, был едва не убит башкирами, несмотря на имевшуюся у него грамоту на татарском языке. Татищев предложил коллегии приписать прилегающую к Кунгуру 21 деревню к заводам. Он был убеежден, что это решение будет положительно встречено и самим населением, "понеже между ними многие воровством промышляют, а от начальства удалены, и в том есть добрым не без тягости". Коллегия пошла другим путем, воздействуя через Сенат на башкирских батыров, дабы искателям не чинили препятствий. Позднее же эти деревни все-таки были приписаны к заводам. Среди шведских военнопленных Татищеву удалось разыскать лекаря. Коллегия согласилась передать его в ведение Татищева, положив достаточно высокое жалованье - восемьдесят рублей в год. Было разрешено также "сыскать" из числа военнопленных "географа, и ландкарту велеть ему сделать добрым порядком и с прямым размером, где бы назначены были знатные города и всякие заводы и рудные места, а выдать ему за труд, что он запросит". Идея составления ландкарт всей территории России, ранее выдвинутая Татищевым, никогда не покидала его до конца жизни. Идея учреждения школ сопровождала Татищева всюду, где он начинал свою деятельность. Еще будучи в Германии и других "европских странах", он внимательно изучал состояние школьного дела. По замечанию автора изданной в ГДР монографии о Татищеве Конрада Грау , в школах, учреждаемых Татищевым, явственно проступает хорошее знание западноевропейской организации этого дела. Прибыв в Кунгур, он немедленно обращается в коллегию за разрешением набрать "человек 30" "из обретающихся в Сибирской губернии дворянских детей" и не отосланных в Петербург. "А ежели таковых недовольно будет, - добавлял Татищев, - то подьячих детей и обучать горным делам". "Дворянских детей", "не отосланных" в Петербург, найти в Сибирской губернии не смогли: они попрятались основательно. Но коллегия разрешила открыть школу для детей разночинцев, чтобы "обучать их цифири, геометрии и горным делам". Уже в 1721 году такая школа начала занятия. Татищев обратил внимание и на то, что Урал весьма богат железными рудами. Однако он не видел возможности использовать это богатство через посредство казны. Поэтому он рекомендует коллегии отдавать железоделательные предприятия с рудниками "охочим людям". Подыскивать же "охочих людей" коллегия порекомендовала самому Татищеву. Татищев всегда с большим уважением относился к частному предпринимательству, усматривая в нем мощный рычаг общего подъема экономической жизни страны и повышения общественногр благосостояния. Но он представлял на Урале казну. Поэтому все, с его точки зрения, выгодное для казны стремился сохранить за ней. Ссылки:
|