(англ. John Wycliffe, Wyclif, Wycliff, Wickliffe; 1320 или 1324 — 31
декабря 1384) — английский богослов, профессор Оксфордского университета,
основатель учения виклифистов, впоследствии превратившегося в народное
движение лоллардов, реформатор и
предшественник протестантизма. Первый переводчик Библии на среднеанглийский
язык. Автор ряда сочинений, посвящённых вопросам логики и философии.
Теологические работы Уиклифа были сочтены еретическими в 1382 году.
Родился в семье небогатого дворянина, владельца небольшого поместья в
Йоркшире. Фамилию семья получила по названию близлежащей деревни
Уиклиф-на-Тисе.
В 16 лет поступил в Оксфордский университет, где сначала получил степень
бакалавра теологии, затем доктора теологии (1372). Занимался работами по
физике, математике, логике, астрономии. Богословской деятельностью занялся
после переговоров с нунцием папы Григория XI в Брюгге летом 1374 года, где
протестовал против злоупотреблений Римской курии в Англии, отстаивая тем
самым антиклерикальную позицию английского правительства. Королевская
власть в Англии тяготилась своей зависимостью от папства, особенно ввиду
враждебной политики пап, которые находились в Авиньоне и поддерживали
Францию в Столетней войне.
В 1376—1377 годах Уиклиф читал курс лекций, в которых осуждал алчность
духовенства, ссылаясь на то, что ни Христос, ни
Его апостолы не обладали ни имуществом, ни светской властью. В 1377 году
был привлечён Лондонским епископом к суду прелатов за антипапские
высказывания. В 1378 году папа издал специальную буллу, осуждающую учение
Уиклифа, однако благодаря заступничеству королевского двора и Оксфордского
университета, Уиклифу удалось сохранить свободу. Смерть Григория XI и
последовавший за ней папский раскол спасли его от дальнейших преследований
со стороны Рима.
После поражения крестьянского восстания 1381 года придворные и дворянство
отошли от Уиклифа. Под давлением Кентерберийского архиепископа Оксфордские
богословы осудили 12 его тезисов, признав их еретическими. Уиклиф и его
последователи были изгнаны из Оксфордского университета, а затем отлучены
от церкви. После этого Уиклиф скрылся в Латтерворте, где занимался
переводом Библии на английский язык и написал свой главный труд «Триалог»,
в котором изложил свои реформаторские мысли. 31 декабря 1384 года Джон
Уиклиф умер от инсульта.
Взгляды Уиклифа были повторно осуждены на Римском соборе в 1412 году и на
Констанцском соборе в 1415 году. Останки Уиклифа были сожжены согласно
постановлению собора.
Отход Уиклифа от ортодоксии (католицизма) начался в 1376 году курсом лекций
в Оксфорде на тему «О гражданском владении». Уиклиф выдвинул теорию,
согласно которой право на владение и собственность даются лишь
праведностью; неправедное духовенство лишено такого права; право решать,
следует сохранить собственность тому или иному церковнику или нет, должно
быть предоставлено гражданской власти. Далее Уиклиф учил, что собственность
является плодом греха; Христос и апостолы не имели никакой собственности, и
священники также не должны иметь никакой собственности. Эти доктрины
вызвали негодование всего духовенства, кроме членов нищенствующих орденов.
Уиклиф выступал против притязаний папства на взимание поборов с Англии и
защищал право короля на секуляризацию церковных земель. Идеи Уиклифа,
особенно в отношении секуляризации церковных земель, пользовались
поддержкой королевского правительства и некоторых крупных феодалов во главе
с Джоном Ланкастером.
Уиклиф отвергал епископскую степень, учение о чистилище и индульгенциях; не
признавал необходимым таинство елеосвящения; устную исповедь считал
насилием совести и потому предлагал довольствоваться внутренним раскаянием
человека перед Богом. Одним из ключевых пунктов его взглядов было отрицание
таинства пресуществления: Уиклиф выступал против учения о действительном
присутствии Христа в евхаристии, допуская только его духовное присутствие.
Уиклиф учил, что каждый человек прямо связан с Богом без каких-либо
посредников. Следовательно, церковь как промежуточное звено между человеком
и Богом не нужна. Для обеспечения возможности прямой связи человека с Богом
Уиклиф требовал перевести Библию с традиционного латинского языка на
национальные и использовать её только в переводе.
На протяжении 1378 и 1379 годов Уиклиф продолжал писать богословские
трактаты, в которых отстаивал мнение, что король — это наместник Бога и что
епископы подвластны королю. После наступления Великого западного раскола в
1378 году, Уиклиф стал клеймить папу как антихриста и утверждать, что
принятие Константинова дара сделало всех последующих пап отступниками. В
этот период он побудил своих последователей взяться за перевод Библии на
английский язык. После осуждения комиссией в Оксфордском университете его
взглядов на евхаристию как еретических Уиклиф был вынужден удалиться из
Оксфорда в Латтерворт. Это решение было подтверждено с ещё более строгой
формулировкой на соборе в Блэкфрайаре (Лондон) архиепископом
Кентерберийским в мае 1382 года, когда небольшую группу оставшихся у него
учеников вынудили отречься от его взглядов. К тому времени, однако, учение
Уиклифа распространилось за пределы университета и сохранялось в
вульгаризированной форме усилиями небольшого числа ревностных, но
необразованных проповедников — лоллардов.
Учение Уиклифа и при его жизни, и после смерти до самой Реформации было
популярно в низших слоях населения как в Англии, так и в материковой
Европе, особенно в
Чехии, где его идеи были подхвачены
реформатором
Яном Гусом и его последователями
гуситами. В 1415 году по решению Констанцского собора Уиклиф и Гус были
признаны еретиками, в результате чего Ян Гус был сожжён на костре. По
решению Констанцского собора останки Уиклифа были выкопаны из земли и
сожжены в 1428 году.
Именем Уиклифа названа организация Wycliffe Bible Translations, основанная
в 1942 году и занимающая переводом Библии на языки тех стран, где
христианское влияние было невелико или полностью отсутствовало.
Сочинения
«О гражданском владении»
«О Божьем владении»
«Определение прав господства»
«О церкви»
«О евхаристии»
«О богохульстве»
«Триалог»