|
|||
|
Роль Духова Н.Л. при переходе на поточную технологию производства танков
Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. Осенью 1941 года споры вокруг организации производства тяжелых боевых машин были очень острыми. Не все инженеры, приехавшие на Урал из Ленинграда, понимали, что от характерных для довоенного времени методов надо решительно отказываться. В таких случаях Духов всегда брал сторону технологов-челябинцев, опытных тракторостроителей Ю. А. Божко и А И. Глазунова . Николай Леонидович быстро оценивал, что дает предложение технолога, сведущего в приемах крупносерийного производства, и, как правило, находил компромиссный вариант, удовлетворявший всех. Например, он значительно упростил конструкцию опорных катков. Новое решение позволило отказаться от особо трудоемких операций. А что такое простой в изготовлении каток? Это решение целой проблемы. Ведь на каждую машину их шло 12 штук Точно так же было и с другой деталью ходовой части - балансиром. Заготовки для него ковали, а потом подолгу "грызли" на металлорежущих станках. Деталь перевели на штамповку, после чего в ней оставалось лишь просверлить отверстия. Подобных предложений, отработанных совместно с технологами, у Духова было много. Сохранились записи, сделанные Духовым в годы войны. Они немногословны, написаны быстрым мелким почерком. Того, кто стал бы искать в них эффектных замыслов, ведущих к созданию какого-то особого чудо-оружия, ждет разочарование. Единственная новая машина, над которой он работает зимой 1941-1942 годов, - огнеметный танк . Да и тот в строгом смысле слова нельзя назвать новым - это лишь модификация старого знакомого КВ. Она была необходима для борьбы с пехотой противника, укрывающейся в траншеях. Но главным в деятельности советского конструктора оставалось инженерное обеспечение производства, все то, что позволяет непрерывно наращивать выпуск боевых машин. Как отмечает сам Николай Леонидович в своих записях, предложенные им решения дали большой производственный эффект: "Эти решения были сохранены во всех последующих модификациях и новых образцах танков, выпущенных Кировским заводом в годы войны". И еще одна особенность бросается в глаза, когда читаешь записи Духова. Перед нами возникает образ руководителя, исключительно чуткого к предложениям товарищей по работе, образ человека, которому совершенно чужды замашки непогрешимого оракула. Испытатели машин, рабочие- станочники, сборщики Танкограда , представители военной приемки знали: с деловым предложением к Николаю Леонидовичу можно прийти в любое время. Всегда выслушает, всякую сколько-нибудь ценную идею поддержит, а то и сам даст ей оригинальное конструктивное оформление. И когда в феврале 1942 года на заводе было организовано бюро изобретений танкового производства, председателем экспертно-технической комиссии этого бюро назначили Духова. Он выделялся не только эрудицией, знанием тонкостей машиностроения, но и умением легко находить общий язык с людьми, передавать им свой опыт. Ему удавалось направлять к одной цели усилия специалистов, которые вначале расходились во взглядах и даже придерживались противоположных точек зрения. Пока немецкие инженеры метались от одной конструкции к другой, уральцы методично дорабатывали свой грозный танк. Ссылки:
|