|
|||
|
Перестройка военной промышленности в начале войны
Источник: Чалмаев В.: Малышев, 1981 Малышев понимал, что он сейчас проектирует не только новую комбинацию межзаводских взаимосвязей, создает новое сцепление грубо оборванных нитей экономических отношений, прорубает русла для грузопотоков - от Магнитки до Москвы, от Горького до Свердловска и далее. Это было важно. Без такого проектирования переселение свыше десяти миллионов человек, вывоз десятков тысяч вагонов с оборудованием могло бы породить невиданную толчею нового "вавилонского столпотворения". Еще важнее было то, что он, руководствуясь решениями Центрального Комитета ВКП(б), созданного 30 июня 1941 года Государственного Комитета Обороны ( ГКО ), стремился создать и в тылу атмосферу войны народной за победу, сражения, в котором нельзя отступать ни на шаг... В Челябинске комиссия Малышева создала перелом на главном оборонном участке: строительстве временного танкового корпуса . Малышев пошел на временную приостановку строительства металлургического завода, чтобы использовать мощности Челябметаллургстроя ... В двухдневный срок передали сюда же механизмы, стройматериалы, транспорт и Стальконструкция , и Троицкпром-строй , Уралтяжстрой и др. В результате концентрации материальных и людских ресурсов, большого трудового подъема цех площадью в 27 тысяч квадратных метров, объемом 385 500 кубометров был сооружен за 75 дней. Оставив часть членов комиссии в Челябинске, других направив в Свердловск ( И. С. Исаева , Д. Я. Бадягяна ), Малышев спешно возвратился в Москву. Все еще было впереди... И в июле, и в августе, и даже в сентябре 1941 года танки шли в действующую армию со старых гнезд советского танкостроения... На линии Ленинград - Москва - Тула - Брянск - Харьков - Днепропетровск располагалась главная военно-промышленная база страны. Удар по любому участку этой "линии" доходил сразу до всех ее точек. Малышев в сентябре первым ощутит эти удары. Но в июле и августе эта линия, за исключением авиазаводов , эвакуированных в первую очередь, еще действовала, и действовала предельно напряженно. Кировский завод в Ленинграде (и его смежник - Северный завод ) сражался почти как завод- воин, во фронтовых условиях. Находясь еще в Ленинграде, он ради увеличения выпуска KB и пушек все же пережил... эвакуацию в пределах самого города. Связано это было прежде всего с тем, что, после того как было принято решение ГКО от 12 июля 1941 года о развертывании производства 76-миллиметровых полковых и дивизионных пушек, пришлось размещать многие узлы на других ленинградских заводах (в последующем главный инженер Уралмашзавода ) Михаил Умнягин вспоминает эти дни: "Я разложил пушку в разобранном виде в кабинете директора. Спешно были приглашены - после решения обкома - директора судостроительных заводов, турбинного, ЛМЗ, "Красного металлиста" (до пятидесяти предприятий!), и началась "продразверстка"... Стволы, противооткатное устройство делали мы в цехе, где когда-то делали тракторы, а остальное - и это при программе 40-50 пушек в день - делали наши смежники. И по мере приближения фронта, особенно когда фашисты подошли к "Пишмашу", мы все больше цехов передвигали в другие части города..". Точно так же было и с танками. Малышев звонил неоднократно и требовал одного: "Размещайте детали KB на всех заводах Ленинграда!? Программа по танкам возрастала практически каждый день, каждый час... И увеличивал ее сам фронт. Немыслимая сложность ситуации была в том, что кировчане должны были и дать KB в армию - под Смоленск, на Лужский рубеж - и нередко научить новых бойцов умело пользоваться этой практически новой машиной! Неопытные водители пережигали фрикционы, тормозные ленты, танки застревали на дорогах Белоруссии, Смоленщины. Однажды кировчан-ремонтников увидел - это было под Витебском С. М. Буденный и приказал специальным самолетом доставить им запчасти с родною завода. Ведущий завод, руководимый Ю. Е. Максаревым, отправлял новые тридцатьчетверки непрерывно, нередко прямо с экипажами из рабочих- добровольцев. На завод вскоре прибыли сормовичи , чтобы в условиях почти прифронтовых научиться новому делу. Этот же завод давал дизель-моторы В-2 и для своего танкового завода, и для Сталинградского тракторного ... Малышев принимал все меры к тому, чтобы увеличить выпуск танков. Он предусмотрел во всех государственных планах запросы этих заводов. Почувствовав нерешительность, растерянность иного директора, он летел сам на завод. Как вынужденный шаг следует рассматривать его решение - несколько позднее - объединить заводские испытания каждой машины и так называемый "военпредовский пробег" (каждый танк должен был перед отправкой в армию пробежать дважды по 30-50 километров), постановку бензиновых моторов и т. п. Впоследствии эти решения вызвали разноречивые оценки. Выпуск, отправка танков на фронт ускорялись, но качество, конечно, ухудшалось... Ссылки:
|