Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

О Духове - Д. СКВОРЦОВ, первый зам. главного конструктора СКБ-2 ЧТЗ

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

"А если проработать такой вариант..." Николая Леонидовича Духова я знал с 1939 года по совместной работе на Ленинградском Кировском заводе, в специальном конструкторском бюро СКБ-2. Я только что окончил тогда Ленинградский индустриальный институт и был направлен на работу на Кировский завод. Николай Леонидович тоже окончил этот институт в 1932 году и к тому времени уже работал заместителем начальника СКБ-2. Характерной его особенностью была повседневная работа непосредственно у рабочих мест конструкторов, с которыми он делился советами. Николай Леонидович никогда не навязывал своего мнения в той или иной конструкции узла или детали, а лишь говорил: "А вот если подумать так, то..." или "А если проработать такой вариант..." и так далее. Это он делал, чтобы не ущемить достоинства конструктора. В то время я работал ведущим инженером-конструктором одного из узлов, который устанавливался на танке. Этот узел имел существенный дефект - большой износ втулок в процессе его эксплуатации. Однажды Николай Леонидович подошел ко мне и долго беседовал со мной о том, как устранять большой износ втулок. В конце беседы он подытожил так:

- А что если ты попробуешь вариант узла с заменой втулок подшипниками? Такой вариант мною совместно с руководителем группы был разработан, изготовлен опытный образец и испытан. Результаты получились хорошие. Дефект был полностью устранен, и такой узел впоследствии устанавливался на нескольких модификациях объекта.

Николай Леонидович рекомендовал очень много оригинальных конструкций. Его предложения, как правило, получали путевку в жизнь.

В первых числах июля 1941 года с Кировского завода была эвакуирована группа спецпроизводства на Челябинский тракторный завод. В том числе несколько конструкторов под руководством Н. Л. Духова. Я был в их числе. Нам грустно было покидать славный город Ленинград и любимый Кировский завод, частично успокаивало то, что с нами ехал хороший, знающий свое дело начальник. Вместе с работниками завода было эвакуировано несколько женщин с детьми. Заботиться о них было поручено Н. Л. Духову. Конечно, это причиняло ему много хлопот в дороге, так как женщины ехали в одной теплушке с Николаем Леонидовичем и его семьей. Почти на каждой остановке он вылезал из теплушки с ведром и сумкой, бегал из одного конца в другой конец станции, чтобы добыть продукты и воду. Это он считал своим долгом. Через 13 суток мы были в Челябинске. И тут Николай Леонидович проявил самую теплую заботу в устройстве нас на уральской земле. Сам лично проверил, как мы устроились с жильем, и пригласил нас посмотреть, как устроился он со своей семьей. Николай Леонидович получил с семьей квартиру. Устроился, конечно, лучше, чем мы. И мы были рады за него. Ведь он уже являлся самым ответственным начальником, прибывшим на ЧТЗ с особым заданием правительства. Николай Леонидович любил для разрядки обстановки пошутить. И теперь он в шутку сказал: "Ведь я же начальник.."

Д. СКВОРЦОВ, первый зам. главного конструктора СКБ-2 ЧТЗ в 1950-1970-е гг.

Ссылки:

  • "Танкисты" о Духове человеке и конструкторе
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»