|
|||
|
В боях, КБ и вузе... Иван Савватеевич Кавьяров
Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. Заметная личность в Школе Духова - И. С. Кавьяров . Он занимался разработкой гусеничных машин на ЧТЗ, преподавал на автотракторном факультете более 30 лет, возглавляя кафедры "КГМ" и "Автомобили и тракторы", несмотря на большую занятость на ЧТЗ, в основном без отрыва от производства. В 1977 году перешел на постоянную работу в ЧПИ , стал штатным преподавателем, завкафедрой и работал здесь до конца жизни. Талантливый конструктор и организатор, крупный специалист и ученый, известный своими работами во многих странах, он значительно расширил работу кафедр, делая упор на совершенствование конструкции боевых машин и промышленных тракторов. И. С. Кавьяров прошел всю Великую Отечественную войну закончил ее в звании капитана, заместителя командира тяжелого танкового полка прорыва. Укомплектован был полк машинами Танкограда, так что капитан Кавьяров имел дело с ЧТЗ военных лет, "эксплуатировал" его боевую продукцию. Демобилизовался в 1946 году и пришел сюда. На этот раз на восемь лет - ведущий конструктор, начальник конструкторского бюро, заместитель главного конструктора ЧТЗ. Занимался знакомым делом - танками, но уже модернизацией и созданием новых боевых машин под началом Духова . В это время он преподает на кафедре "Танки - Гусеничные машины" по совместительству. После отъезда А.Д. Крюкова в Ленинград в 1950 году также по совместительству возглаляет эту кафедру, но недолго, преподавания же не прекращает, хотя и ведет конструирование боевой техники на ЧТЗ. В Кургане в это время разворачивается производство боевой техники конструкции ЧТЗ, и в 1954-1955 годах он - главный конструктор Курганского машиностроительного завода , который для этого был организован, и его специализация - артиллерийский тягач и боевая машина пехоты БМП-1 , созданные на ЧТЗ под началом Кавьярова. Отладив дело, возвращается на ЧТЗ. Заместитель главного конструктора, а затем главный и генеральный конструктор завода до ухода в ЧПИ. Под руководством И. С. Кавьярова на заводах был разработан целый ряд образцов новой боевой техники. На Курганском машиностроительном под его началом доработан начатый на ЧТЗ и поставлен в серийное производство средний артиллерийский тягач АТС , началось освоение БМП-1. На Челябинском тракторном заводе - боевые и мирные машины, в том числе трактор Т-100 , трактор Т-130 и их модификации, первый в мировом тракторостроении дизель-электрический трактор ДЭТ-250 , создано семейство унифицированных промышленных тракторов. Под его руководством спроектирован и передан в производство на Чебоксарский завод трактор Т-ЗЗО . В 1969 году Иван Савватеевич защитил докторскую диссертацию на тему "Исследование, создание и внедрение тракторов классов 10, 15, 25 и 35 тонн тяги". В 1971 году преподавателю автотракторного факультета Кавьярову было присвоено ученое звание профессора. Он соавтор 7 книг и более 100 научно-технических публикаций. Из них наиболее заметные монографии "Кинематические схемы трансмиссий современных зарубежных тракторов", "Гидравлические трансмиссии современных зарубежных тракторов", "Ходовая система гусеничных машин". Занимая высокие должности, предельно занятый работой на заводе, И. С. Кавьяров постоянно вел научно-исследовательскую деятельность. Много внимания уделял подготовке высококвалифицированных инженерных кадров и на ЧТЗ, и в ЧПИ. Под его руководством подготовлено немало диссертационных работ. Среди его учеников - А. И. Брусенцов, М. И. Злотник, Г. Я. Вулах, Б. М. Позин, которые после защиты диссертации стали успешно преподавать в вузах Челябинска. Иван Савватеевич - родоначальник династии Кавьяровых, вошедшей в Школу Духова. Его сыновья - Виктор , Михаил и Сергей - окончили автотракторный факультет, специалисты в двигателестроении, в том числе и танковых ДВС. Михаил Иванович работает конструктором на ЧТЗ. Виктор Иванович в СКБ "Турбина" руководил работами по созданию малогабаритных агрегатов. Сергей Иванович преподает на АТ-факультете, возглавлял факультет переподготовки специалистов. А. ПАВЛОВ
|