|
|||
|
Суздалевы работали в Детдоме в Севастьянове
Ждать в Ярославле долго не пришлось: нас оставляют в пределах Ярославской области и направляют в Брейтовский район, где нам предстоит обосноваться. С поезда - на пароход, и мы едем по Рыбинскому морю в город Брейтово , районный центр,лежащий на берегу этого моря. Проходит с месяц пребывания в Брейтове, и вот судьба решает наше будущее окончательно: наш детдом располагается на постоянное жительство в деревне Севастьянове - в 10 км от Брейтова и в 45 км от ближайшей железнодорсмной станции. В этой деревне есть колхоз "Прилив" /очень бедный/, здесь же размещается сельсовет. В Севастьянове нашлось несколько поместительных изб, которые можно было сравнительно легко приспособить под спальни. Все устраивается - и вот детдом начинает свою жизнь. У нас 5 групп: в двух малолетки, а в трех дети повзрослее. Когда организационный период закончился полностью, мы имели: 2 группы малышей /девочки и мальчики/ и З группы постарше: 2 - для девочек и 1-для мальчиков. Эти две группы девочек, почти сразу, стали основной опорой детдома во всех его делах. С одной из этих групп тесно была связана жизнь и деятельность Капитолины Ричардовны в течение 3-х лет /1942 - 1945/. Она стала воспитательницей 3-ей группы девочек; воспитательницей другой группы - 4-ой была Клавдия Петровна Акрицкая , деятельный, инициативный педагог. По возрату эти группы /3-я и 4-я/ не отличались одна от другой: это были девочки с 3-го по 6-ой классы. Но девочки групп, по какой-то игре судьбы, оказались разными по своему характеру: 4-ая группа была и по настроению, по темпераменту девочек более хозяйственная, домоводческая, спокойная. 3-я группа, подопечная Капитолине Ричардовне, оказалась иной. В ней среди 30-ти девочек около 10-12 оказались натурами живыми, с разносторонними способностями, иногда незаурядными; среди них были девочки музыкально одаренные, с артистическим темпераментом - певуньи, плясуньи, чтецы. Но это не мешало им достигать хороших результатов и в учебе, и в делах хозяйственных, трудовых. Девочки этих двух групп постоянно соревновались во всякого рода работах - на поле, на огороде и,, др. Подошло начало учебного года. В Севастьянове была неполная средняя школа, так что весь наш состав школьного возраста стал заниматься в этой школе. Трудна была учеба: почти без пособий, без бумаги и,- всего тяжелее,- без света. Керосина не было, а то, что детдом мог выделить, этого хватало лншь на 1-2 коптилочки на каждую спальню - на 30 детей. Поэтому робинзонили: нет книг, нет учебников - есть живое слово воспитателей, завуча, нет тетрадей - писали на старой газетной бумаге, только, одна коптилочка - чередовались около нее. Основное о чем надо сказать,- это о той огромной роли, которую сыграло, особенно в первую темную зиму, - а потом и вообще играло - это живое слово воспитательниц. Капитолина Ричардовна извлекала из своей памяти все нужное для учебы, вообще для духовного развития, все интересное из прежде узнанного, из прочитанного, увиденного в театре, услышанного на концертах и в опере, почерпнутого в аудиториях. В темные долгие вечера можно было увидеть Капитолину Ричардовну в тесном кругу свонх девочек - то готовящих уроки, то слушающих рассказы на темы - учебные, развлекательные, поучительные и др., то разучивающих какую-либо песню. А этих песен, - и народных, и городских, и старинных, и современных, а также оперных арий, доступных детскому возрасту, Капитолина Ричардовна знала очень много, - и многое из того ею было передано девочкам, особенно тем, кто обладал музыкальным слухом. А то, бывало, под влиянием рассказов о балете возникнет мысль представить что-нибудь "балетное" - и вот готово: в белых рубашечках девочки исполняют танец маленьких лебедей из "Лебединого озера". Так возникал и организовывался и жил музыкально-художественный кружок, расширивший свою, так сказать, программу: не только детское пение, но и художественное чтение, и, наконец, музыкальное творчество: сочинение музыкальных мелодии для некоторых хорошо знакомых стихотворений. В своей группе Капитолина Ричардовна была не только просто воспитательницей, но и ее душой, ее хозяйкой, руководительницей всей жизнью, в часы досуга и отдыха. Метод работы Капитолины Ричардовны - вдохнутл душу живую во все дела детей, и в обычные, и в самые трудные. Одна из самых близких воспитанниц потом говорила об этом: "У Капитолины Ричардовны было свойство - увлечь нас и затем делать с нами все, что ей было надо."
Ссылки:
|