Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Суздалевы организовали самодеятельность своих детдомовцев

Воспоминания Суздалева А.Д.

С течением времени жизнь вызвала новые проявления творческих сил: развивалась и ширилась самодеятельность. Из Ленинграда мы кое-что урывками получали: отдельные номера газет, книжечки, приложения к журналам и т.п. Попали в сферу внимания Капитолины Ричардовны рассказики писателя Ленча. Создалось стремление инсценировать некоторые из них, именно те, что были, так сказать,"сюжетнее". Сценарий, текст, сценки писала Капитолина Ричардовна, а затем он оформлялся драматически.

А позже эти сценки входили в программу наших детдомовских вечеров, которые мы устраивали для более широкой аудитории сельсоветского масштаба. В соседнем селе Чашне было довольно хорошее помещение местного клуба - вместительный зал, сцена, кулисы, крохотные уборные для артистов. Так постепенно мы шли к постановке спектаклей для более широкой аудитории, сначала масштаба сельсовета, а затем даже и района.

Некоторые первые постановки /инсценировки/ были прежде всего связаны со школьными занятиями. Такова была инсценировка повести Н.В. Гоголя "Майская ночь". У нас в детдоме оказалась хорошая помощница, подсобница по части костюмной. Она бельевщица и портниха. Она возглавила детский кружок шитья. При ее содействии создавались в известной степени костюмная часть нашего реквизита, необходимого для постановки "Майской ночи", а в последствии и других. Всю художественную сценическую часть организовала Капитолина Ричардовна. Ею же была подготовлена песенная часть: хор русалок. Здесь было не без трудностей. Достать текст оперы "Майская ночь" Римского-Корсакова было невозможно: чувствовалась отдаленность Брейтова, слабая связь с культурными центрами. Капитолкне Ричарддвне пришлось использовать свою музыкальную память.она подготовила песнь русалок, исполняемую в опере "Русалка" Даргомыжского и слышанную ею не раз в театре. Это была вольная трактовка, но другого выхода не бьшо. Да и кто мог заметить нашу "вольность"? Важно, что русалки "пели".

Следующим и более значительным шагом вперед была работа над известной детям сказки "Золушка". При этой постановке надо было много поработать. Прежде всего надо было создать текст, составить диалоги, и один из важных моментов сюжета - бал. Капитолина Ричардовна написала и сценарий, и диалоги. Нужно было подумать и о хореографии. Ведь использовать обычные, знакомые детям танцы было нельзя. Надо было создавать "необычное". А музыка? По счастью, с нами хорошо дошел, несмотря на все превратности пути, вывезенные из Ленинграда патефон и десяток-полтора пластинок самого разноообразного и случайного содержания: и песни, и декламация, и танцы. Одна пластинка подошла. Это был "Миньон", с очень красивой напевной мелодией. Он был использован, как музыка, как аккомпанемент для танца. Капитолина Ричардовна, используя свои полученные раньше впечатления от балевов, составила хореографические номера, которые исполнялись под "Миньон". Танцевали четыре пары, включая основную пару: Золушка и принц. Это была удачная картина, нравившаяся тем аудиториям, которые ее смотрели.

Наш спектакль "3олушка" мы показали в клубе соседнего села Чашно. Спектакль имел успех у всей сельекой публики - и у взрослых, и у детей. На этот раз администрация детдома решила использовать наше выступление с некоторой материальной выгодой для детдома. Решили взимать за вход "плату", но не денежную. За вход взимали три луковицы, - другого источника для получения лука, столь нужного продукта для истощенных организмов наших детей, не было. Такая"плата" нисколько не была обременительна; приходящие зрители /и взрослые и дети/ охотно давали эти 3 луковицы, а некоторые, давали и больше. Известность спектакля "Золушка" была очень широкая: ее разнесли зрители по соседним деревням Севастьяновского сельсовета. Много было разговора о "золушках" - так местные жители именовали всех наших артисток, участниц бала, одетых празднично, по-бальному. "Вот золушки пошли" - можно было слышать.

И совершилось по пословице : "Добрая слава под лавкой спит..." Наша добрая слава по дорожке. Но все же мы с Капитолиной Ричардовной /да и вообще в детдоме/ были удивлены, когда однажды у нашей избы остановились сани с хорошей упряжкой и в избу вошел незнакомый мужчина. Он нам представился: это был председатель колхоза в селе Ивановском /7 км.от нас/ и сделал предложение. Он слышал много о нашем спектакле "Золушка" и хочет показать его в своем колхозе, и потому просит пойти ему навстречу. он обещал выслать несколько экипажей, которые доставят участников и все их вещи в Ивановское, а затем отвезут обратно. Конечно участникам будет предложено угощение. Было общано и содействие местных школьных работников. Детдом с благодарностью принял это любезное предложение. И вот в назначенный день несколько саней оказались в нашем распоряжении, и все отбыли в Ивановское. Мы показали и "Золушку" и некоторую литературную часть нашей программы, в котрой нашли место произведения и классической, и современной советской литературы, даже самого последнего военного времени. Спектаклем были удовлетворены все: и зрители с. Ивановского, и участники спектакля, - первые тем, что увидели, а вторые тем как провели спектакль. Угощение было устроено на славу. А вечером все мы хорошо прокатили по чудной зимней дороге, под яркой луной к себе домой.

Так росла известность наших публичных выступлений. Жизнь спектакля "Золушка" имела свое продолжение уже в районном центре - в Брейтове , там мы смогли поставить "Золушку" в достаточно культурном здании брейтовского Дома культуры. Спектакль привлек значителъное количество жителей районного центра, его интеллигенцию. Спектакль прошел с успехом. Сумму, вырученную за спектакль, мы внесли в помощь нашей доблестной Красной Армии; сумма, хотя и небольшая, была знаком нашей глубокой любви к подвигам армии, обеспечившей нам спокойную жизнь, а затем и возвращение в родной город.

Во все время нашего пребывания в Севастьянцеве наш детдом поддерживал тесную связь с местной школой, где учились наши дети. Связь со школой установили, прежде всего, Капитолина Ричардовна и я, как завуч. Мы посещали школьные занятия, консультировали учителей по разным вопросам педагогического процесса, участвовали в заседаниях педагогического совета школы. Капитолина Ричардовна, сверх этого, оказывала методическую помощь учителям, - и прежде всего словесникам, - она давала показательные уроки по литературе и по русскому языку в средних классах.

Контакт со школой нашел свое выражение еще в одном мероприятии, в котором тесно объединились силы детдома и школы. В районе был назначен смотр художественной самодеятельности школ. Конечно, учителя школы и работники детдома решили объединить свои силы. Наметили подготовить к смотру пьесу А.Н. Островского "Бедность не порок". Режиссером была избрана Капитолина Ричардовна, которая и руководила всей постановкой.

Детдом участвовал в постановке силами своих работников, но вместе с этим были привлечены и дети, были привлечены силы музыкального кружка Капитолины Ричардовны. В пьесу включили вокальные номера. Это хотя, может быть, строго и не соответствовало тексту, но то, что было привлечено, было вполне в духе вещи Островского, в духе героев пьесы. Исполнялась широко известная в народе и любимая им в течение ряда веков прошлого песня "Не шей ты мне матушка, красный сарафан, не входи, голубушка, попусту в изъян". Эта песня очень оживила спектакль и понравился зрителям. Спектакль "Бедность не порок" был показан дважды: и в своем клубе, и на смотре в Брейтове, где и заслужил похвальный отзвв. В успехе спектакля очень значительная доля падает на работу Капитолины Ричардовны и как режиссера спектакля, и как руководителя своих питомиц, хорошо исполнявших народную песню.

Наконец, весной 1945 г. наше участив, Капитолины Ричардовны и мое, - оказалось необходимым, когда в Брейтоской школе надо было проводить экзамены на аттестат зрелости. В школе не хватало сил достаточно высокой квалификации, поэтому нас с Капитолиной Ричардовной привлекли в роли экзаменаторов, и мы охотно откликнулись, чтобы вывести школу из затруднительного положения.

Когда летсм 1945 г. мы покидали Севастьянцево, возвращаясь в Ленинград, местная школа выразила нам с Капитолиной Ричардовной, в лице директора, благодарность за неизменнее содействие и внимательную помощь в организации педагогического процесса. Эта благодарность была нами принята с сознанием ее заслуженное и удовлетворением, так как мы с Капитолиной Ричардовной всегда сочувствовали школе, на которую пала совсем неожиданно весьма существенная и ответственная нагрузка воспитания ленинградских детей, значительно наполнивших классы школы.

Невольно вспоминается чуткий педагог и внимательный директор школы Татьяна Михайловна Мирохина , и некоторые учителя, с которыми мы вместе работали, среди них словесница Елена Ивановна Минина , математичка Вера Григорьевна, преподавательница немецкого языка Вера Николаевна.

Ссылки:

  • Суздалевы во время войны и после
  • СУЗДАЛЕВЫ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»