|
|||
|
Суздалева К.Р. учеба и культурная жизнь Петрограда
Отец - Брошниовский Р.К. , мать - Брошниовская А.И. Воспоминание ее мужа Суздалева Д.А. И вот сняты и коричневое платье и черный передничек. И гимназистка, которая в течение нескольких лет дисциплинированно усваивала учебные предметы школьного курса, сидела за партой под бдительными взорами двух пар глаз - учителя и особенно, классной дамы, неизменно сидевшей в течение всех уроков в классе и неотступно следившей за каждой ученицей, теперь оказались под сводами высшего учебного заведения - Женского педагогического института . Капитолина Ричардовна поступила на отделение литературы и языка. Профессором, читавшим курс русской литературы, был Адрианов . Профессор Петров читал курс западно-европейской литературы. Профессор Каринский вел курсы русского и церковно-славянского языков. Филосовские дисциплины читали так же профессора Петербургского университета. Слушательницы слышали с кафедр уже ученое слово, а не учебное. Перед ними высшая наука раскрывала свои широкие горизонты. Поэтому понятно, что молодые девушки быстро взрослели и росли там интеллектуально, а вместе с тем нравственно не по годам, а по месяцам. С каждой лекцией ширились взгляды слушательниц. Надо учесть, что и общение, правда, в несколько ограниченных, рамках, между слушательницами разных отделений, лиц с разными уклонами их профессионального профиля, все же совершалось и расширяло умственные горизонты. Рос,конечно, и общественный кругозор девушек, вышедших на более широкую арену общественно жизни и общекультурных интересов. Но в таком большом культурном и политическом центре, каким был Петербург, за пределами института был огромный университет культуры и общественного развития, который образовали театры, музеи, выставки картин художников, музыкальные залы Консерватории, Филармонии, наконец, большие и малый залы и аудитории, где звучали речи лекторов, представителей разных сфер знаний, артистов, писателей и многих других специалистов, несших семена разнообразной человеческой культуры,человеческой мысли. Все это, вспоминая слова Пушкина,... "Все волновало нежный ум", все обогощало юношеские ум и сердце, творило личность. Хочется начать с театров, ибо они были наиболее широкой, доступной и известной аудиторией. Театры. И какие театры! Это были носители высокой культуры конца XIX - начала XX веков. Замечательные деятели театра, его режиссеры, артисты оперы и балета, артисты драмы, композиторы, создававшие оперы, художники, писавшие декорации для театральных постановок, поднимали искусство на высокую ступень, делали театр могучим двигателем культурного развития, разностороннего прогресса. Все это раскрывалось перед взором молодой, вернее, юной Капитолины Ричардовны, растило в ней культурного, разносторонне развитого человека, сеяло семена развития не только интеллектуального порядка, но и морального, и эстетического. Театр! Два театра,- а вернее - три,- сыграли особенно важную роль в образовании личности Капитолина Ричардовны. Это, конечно, Мариинский театр /ныне театр им. С.М. Кирова/ с его тремя линиями воздействия на духовный мир человека: высокая симфоническая музыка опер Глинки, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Вагнера и многих-многих других; высокое совершенство вокального мастерства певцов; изощрённое хореографическое искусство, которым блистали балерины театра. К тому надо добавить и линию живописного мастерства замечательных художников-декораторов, создававших внешнее оформление спектаклей: писавших декорации, создававших художественные эскизы костюмов. Надо утюмянуть о художниках - Бенуа , Коровине , Головине . Мариинский театр блистал именами таких выдаюшдхся певцов, как- Шаляпин , Собинов , Ершов , Липковская , Збруева , Кузнецова-Бенуа и многие-многие другие. Впечатления от их исполнения ролей оставались навсегда в памяти. Никогда не могла забыть Капитолина Ричардовна Шаляпина в роли трагического Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского, в роли фанатичного Досифея в "Хованщине" того же композитора, в роли сошедшего с ума Мельника в опере "Русалка" Даргомыжского и в некоторых других. Собинов - грустно-задумчивый Ленский запомнился навсегда; также незабываем был и Собинов - возвышенно-рыцарский Лоэнгрин. Ершов произвел очень сильное впечатление своим созданием образа безумного Гришки Кутерьмы в опере "Сказание о граде Китеже" Римсксго-Корсакова. Очень близка была Капитолине Ричардовне - Липковская. Она особенно запечатлелась в роли Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакого! Две тематические линии образа Снегурочки: весна и любовь были так близки Капитолине Ричардовне. Кузнецова-Бенуа памятна было созданным ею образом Татьяны /опера "Евгений Онегин"/. Збруева запечатлелась исполнением роли Кончаковны /"Князь Игорь" Бородина/, Фелия Литвин - в опере Вагнера "Гибель богов". Все это были сверкающие вершины вокального и вообще артистического мастерства. И тот же Мариинский театр дал образцы хореографического совершенства. На сцене театра выступали такие мастера танца как Анна Павлова , Преображенская , Карсавина , Фокин , Нижинский , Гердт и др. Капиталина Рячардовна навсегда запомнила балеты на музыку Чайковского: "Спящая красавица", "Лебединое озеро". Из более позднего времени замечательную "Шопениану". Затем, конечно, надо назвать и хореографические части некоторых опер. Большое впечатление произвели картины польского бала в опере "Иван Сусанин"; в частности очень запечатлелась мазурка с участием Гердта. Исключительное впечатление произвели половецкие пляски в опере "Князь Игорь". Важно отметить большое значение для художественного обогащения Капитолины Ричардошы таких опер, как"Иван Сусанин" и "Князь Игорь", сочетавших два богатства: I. вокально-музыкальное и 2. музыкально-хореографическое. Обо всем этом, с особым основанием, можно сказать словами нашего великого Пушкина: "Все волновало нежный ум", чтобы потом сказать уже несколько иначе, с иными фактами биографии Капитолины Ричардовны! "Все вдохновляло чуткий ум". Соперниками оперного театра были театры драматические. Сии сыграли очень большую роль в образовании и развитии Капитолины Ричардовны. И Алекcандинский театр и Большой драматический театр /на Фонтанке/ часто видели под своими сводами юную Капитолии у Ричардовну. Александринка со своими первокласными артистами оставили неизгладимое впечатление. Особо памятными стали: Давыдов , который понравился своим умным и тонким комизмом. Варламов - своим веселым комизмом, но он нравился меньше /"переигрывал"/, как считала Капитолина Ричардовна. Юрьев - своей отточенной игрой. Из артисток особенно сильное впечатление произвела М.Савина. Капитолина Ричардовна не раз вспоминала исполнение Савиной роли Марии Антоновны в "Ревизоре". Савина создала очень яркий образ совсем юной пошленькой, пустенькой девицы-провинциалки. Из более поздних постановок /10-ые гг./ запомнилась Капитолиной Ричардовной пьеса Сологуба "Заложники жизни", тронувшая Капитолину Ричардовну своей жизненной проблематикой. В 2Ох годах большое впечатление произвел на нас /Капитолину Ри-чардовну и меня/ Певцов в роли профессора Бородина /"Страх" Афиногенова/ в контрасте с Корчагиной-Александровской в роли Клары. Но Капитолина Ричардовна чаще бывала в Большом Драматическом театре /на Фонтанке/. В начале ХХ века там имели шумный успех артисты Баратов , Глаголин , Долматов . Очень нравился тогда Глаголин в "Дмитрии Самозванце". Театр привлекал молодежь сильными драматическими, романтическими вещами, например, драмой Шиллера "Коварство и любовь" и др. Часто я слышал от Капитолины Ричардовны об артистке Мироновой /пьеса "Хаос"/.
Ссылки:
|