|
|||
|
Мордва Самарского края
С русским хозяйственным укладом в наибольшей степени сблизилась мордва , пришедшая в заволжский край из Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Нижегородской губерний. Представители мордвы-мокши вышли из Пензенской и Тамбовской губерний и поселились преимущественно в Самарском, Николаевском и отчасти в Бузулукском уездах. Мордва-эрзя из Нижегородской и Симбирской губерний освоила Бугурусланский, Бугульминский уезды и часть Ставропольского. Мокша сильно обрусела и почти утратила свой язык, но закоренелую нелюбовь к эрзе сохранила в полной мере, поэтому между ними фактически не было родственных связей. Численность мордвы в 50-е годы XIX века превышала 127 тысяч (8,3%). К середине XIX столетия мордва уже отошла от прежнего обычая строиться мелкими околодками, и ее деревенский ряд вполне походил на русский. Отказались также и от старого типа жилой постройки по татарскому образцу - с широкими лавками, дверьми на восток и печью на юго-запад или глухой стеной вдоль улицы без всяких продушин - в пользу русского избяного зодчества. В результате длительного соседства с русскими мордва многое переняла из их аграрного строя и быта: "Система хлебопашества, земледельческие орудия, упряжь и небрежность в скотоводстве, как у русских, так и у мордвы совершенно одинаковы". Много общего из обыденной одежде: лапти, овчиный полушубок, причем иногда даже в июльскую жару. Правда, мордовские лапти были не в пример прочнее и удобнее русских, а онучи мордвин носил почти всегда белые. Как свидетельствовал современник, "мордвины между инородцами слывут за самый сильный народ". В целом же сходство столь велико, что "если бы было возможно войти в мордовскую деревню с завязанными ушами, то присмотревшись ко всем подробностям быта, обстановки, деятельности жителей, приемам работ, хозяйству, и в голову не придет, что это не русская деревня".
Ссылки:
|