Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Крестьяне государственные

Земельный надел государственных крестьян колебался от 6,3 дес. на душу населения в Самарском уезде до 16,3 дес. в Новоузенском, средний надел по губернии составлял 10,6 дес. Они платили денежные налоги и несли натуральные повинности. Денежные налоги состояли из подушной подати, земских повинностей, мирских сборов. Кроме того, особые суммы собирались на капитал продовольствия, на оброчную плату. Если подушная подать была единой для всех губерний (она периодически повышалась с 1 руб. ассигнациями в конце XVIII в. до 7 руб. асе. в 1850-х гг., а с учетом изменения ценности рубля в 1,5 раза - примерно до 5 руб.), то земские повинности и особенно мирские сборы, резко различались по губерниям. Они должны были назначаться мирскими сходами и утверждаться казенной палатой. На деле волостные органы навязывали крестьянам без всякой регламентации сборы по любому поводу: содержание мостов и дорог, на хлебные магазины, наем квартир для приезда земского суда, на жалованье писарям и т.п.

Реформа П.Д. Киселева оживила приходившую в упадок государственную деревню. Все денежные повинности, кроме подушной подати, были переведены на земельный надел и промыслы. Размер новых выплат сильно колебался в пределах даже одной губернии. Но по-прежнему тяжко давила рекрутская повинность .

Спасая собственного сына от солдатчины, очередник часто подыскивал "охочего парня" из числа общинных изгоев, выполнял все даже самые дикие его желания в течение нескольких недель (случалось, что отдавалась в наложницы дочь), лишь бы отвести "жребий" от своего дома. Кроме выделения рекрута крестьяне должны были собирать еще особые "сдаточные деньги", свыше 50 руб. Обременительными для крестьян были подводная, дорожная, стойковая (дежурство в присутственных местах) и другие повинности. Государственная система "непосредственно-ближайшего попечительства", отлаженная в ходе реформирования, сковывала хозяйственную инициативу крестьян, а создаваемые министерством государственных имуществ различные школы и учебные фермы не оказывали серьезного воздействия на сельскохозяйственное производство. Например, юго-восточная ферма продала за 1852 г. на весь огромный район торгового зернового хозяйства лишь 10 усовершенствованных плугов, 2 пароконные арбы и несколько мелких предметов на общую сумму 557 руб. 77 коп.

Крайне непрочным был социальный статус государственных крестьян. В любой момент их могли перевести в разряд удельных, как это случилось с крестьянами Симбирской губернии в 1835 г. , приписать к заводам, привлечь к государственным работам, либо вовсе превратить в крепостных. Управляли государственными крестьянами в пределах губернии особые палаты госимушеств. Губерния делилась на округа, волости и сельские общества.

Главной фигурой был окружной начальник, в ведении которого находились дела, "относящиеся до улучшения. нравственного состояния крестьян, до гражданского быта, строительной части, обеспечения продовольствия, хозяйства, податей, повинностей и защиты по судебным делам".

Реформа Киселева упорядочила поземельные отношения, путем переселения в Заволжье на пустующие земли была снята напряженность в малоземельных общинах. Государственные крестьяне обладали определенной хозяйственной самостоятельностью. Чаще всего именно они становились крупными арендаторами казенных земель, а также приобретали земли в собственность.

К 1858 г. среди государственных крестьян Самарской губернии насчитывалось 23 084 собственника земли, они владели площадью в 159 798 дес., а 5,5 тыс из этих собственников даже не пользовались казенным наделом, имея в среднем по 14,5 десятины на каждого.

Ссылки:

  • Правовые категории крестьян России
  • Поместья и помещики в Самарском крае
  • Поселения польской шляхты в Заволжье
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»