|
|||
|
1-ая Киевская гимназия в 1877 г.В 1877 году произведены изменения и дополнения в учебных планах, введенных со-гласно новому уставу 31 июля 1872 г., а также произведен пересмотр мер о взысканиях с учеников. <…>31 января на обсуждение педагогического совета было внесено предложение по-печителя от 26 января 1877 г. за №1070, с объявлением Высочайшего повеления о введе-нии общего для всех классов ежедневного гимнастического урока во время большой пе-ремены, от 12 до 12½ часов, во всех средних учебных заведениях. 14 же февраля совет слушал мнение назначенной в предыдущем заседании комиссии для разработки вопроса о практическом применении этого повеления. Комиссия пришла к следующим выводам: «1) Введение совместного обучения одним учителем невозможно и по количеству учеников, и потому, что нельзя собрать учеников для обучения в одном месте; найти же нескольких учителей гимнастики затруднительно. 2) При каком угодно распределении групп ученических необходимо будет занять гим-настический и главный коридор и, может быть, смежные, и в обыкновенное время, при обыкновенном движении, оказывается недостаточно чистого воздуха, а при усилен-ном движении, воздух будет настолько испорчен, что гимнастика принесет один вред. 3) Разделение на группы, неизбежное при таком составе, какой имеет 1-ая гимназия, кроме того, что потребует нескольких учителей гимнастики, затруднит надзор за порядком, и сколько-нибудь правильное устройство гимнастики в такое короткое время, какое назначается для большой перемены, не может быть достигнуто. Ввиду таких затруднений, педагогический совет постановил войти в соображение, не представляется ли удобным найти особое помещение для общей гимнастики». 28 февраля педагогический совет, согласно предложению директора, определил хода-тайствовать о разрешении устроить особенную гимнастическую залу. 17 октября педагогический совет слушал предложение Министра народного просве-щения от 4 октября за №10909, об изменении §11 «правил о взысканиях с учеников», в том смысле, что «ученики, оставляемые под арестом, должны находиться под надзо-ром помощников классных наставников и воспитателей пансиона, где таковые есть, с привлечением, где возможно, преподавателей и других лиц, с жалованием или без оно-го». 28 же ноября, согласно мнению директора, что лучший и более правильный надзор может быть устроен при посредстве классных наставников, совет постановил обсудить весь этот вопрос в общем собрании классных наставников. 7 декабря педагогический совет обсуждал вопрос об устройстве надзора за учениками, оставленными под арестом, и принял следующие меры: «1) Назначение наказаний должно быть как можно осторожнее и не иначе, как при участии классного наставника того класса, которому принадлежит виновный ученик. 2) Надзор за учениками, под главным наблюдением классных наставников, ближай-шим образом возлагается: за приходящими учениками – на помощников классных на-ставников, за воспитанниками же пансиона – на воспитателей пансиона. 3) В случае болезни классного наставника, распоряжения относительно учеников его класса делают директор или инспектор гимназии». 19 декабря педагогический совет слушал предложение директора относительно запис-ной книги, какую, по инструкции для классных наставников, каждый из них имеет у себя. Эта инструкция была читана в заседании совета еще 24 октября, но в чем она состояла, об этом не имеется данных в архиве гимназии. Предложение директора заключалось в сле-дующем: «1) Записная книжка разделяется на 3 части: первая часть приближается к общим ведомостям и заключает в себе поименный список учеников, с графами для ус-пехов и сведениями о летах, времени поступления в гимназию и адресами родителей; вторая часть заключает в себе поименный список учеников, с обозначением проступ-ков учеников; третья часть заключает в себе все общие распоряжения по классу, по-становленные классной комиссией и классным наставником. 2) Записная книга классно-го наставника должна иметь общественный характер. Кроме того, для уведомления родителей, опекунов и заступающих место родителей учеников об успехах, вводятся особые бланки, наподобие аттестаций». Все эти меры, предложенные директором, совет признал вполне целесообразными и постановил принять их к исполнению. 12 декабря [1877 г.] происходило в 1-ой гимназии поминовение императора Александ-ра Павловича, по случаю исполнившегося в этот день столетия со дня его рождения. Как происходило это поминовение, собственно, в 1-ой гимназии, призванной к существова-нию самим императором Александром Павловичем, мы не знаем, потому что нигде не сохранилось документальных следов об этом поминовении. Мы даже не знали бы о са-мом факте поминовения, если бы не сохранилось при делах гимназии циркулярное рас-поряжение и.о. попечителя округа, генерал-маиора Новикова, от 28 ноября за №12789, следующего содержания: «12 декабря сего года исполняется столетие со дня рождения в Бозе почивающего императора Александра I. Ввиду сего, Министр народного просвещения, от 19 ноября за №12465, поручил мне предложить начальникам учебных заведений Киевского учебно-го округа – освободить в этот день учащихся от занятий, собрать их в тех заведени-ях, где есть домовые церкви, в сих последних, для присутствования при богослужении и молебствии, с произнесением вечной памяти в Бозе почивающему Монарху и многоле-тия ныне благополучно царствующему Государю; где же домовых церквей не имеется, в ближайшем соборе. По окончании богослужения было бы желательно, чтобы учащие-ся были собраны в стенах заведения, для выслушания соответственной празднованию речи, которая могла бы быть подготовлена к этому дню одним из служащих в заведе-нии лиц». *** В 1877 году 1-ая гимназия состояла из восьми коренных, пяти параллельных и двух приготовительных классов. Помещение гимназии состояло из главного здания и двух флигелей. В главном здании помещались: церковь православная и римско-католическая каплица, все классы, библио-тека, кабинеты и пансион; здесь же находились и квартиры попечителя округа, его по-мощника, директора гимназии, инспектора и некоторых помощников классных наставни-ков. Во флигелях помещались: окружной инспектор учебного округа, настоятель право-славной гимназической церкви, диакон той же церкви и воспитатели пансиона, а также начальное училище, с квартирой для учителя. <…> Ссылки:
|