Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Иркутские купцы торговали с китайцами через Кяхту

Бывши начальником адмиралтейства в Иркутске , в феврале 1832 года поехал в Кяхту ; февраль у китайцев - месяц праздников нового года. Не доезжая [почтовые] станции три до Троицкосавска , зимний путь прекращается; на этой местности никогда не бывает ни снега, ни дождя. В Троицкосавске - главное управление таможни, население города большое; тут живут постоянные и временные рабочие из Кяхты, тысячи обозников - движения очень много. От Троицкосавска до Кяхты 4 версты. Кяхта - небольшой городок с своеобразным бытом и населением: это мир первогильдейцев , которые только одни имеют право вести заграничную торговлю. В городке совершенная тишина, движения никакого; в это время шли переговоры и сделки с китайцами.

Тузы иркутские все были мне знакомы, я сделал им визиты, т.е. выпил чашек десяток чаю и прихлебнул из десятка рюмок вина. Все были заняты, все озабочены. Возвратясь на квартиру, вместо контрвизитов получил столько же ящичков чаю. Не буду описывать Кяхту , Маймачин , тамошние порядки у русских и китайцев - все это описано и переписано десятки раз. Под покровительством Васи Баснина обедал у богатого купца-китайца; сосчитал шариками хлеба 93 кушанья, какие это кушанья - право, не знаю, но пробовал всего чайною ложечкою, все блюда сносны и многие вкусны.

Обратило мое внимание блюдо с турецким табаком, очень пышно наложенным; смотрю, все едят, макая в сою; взял и я, во рту тает, спросил: что такое? сказали - свиная кожа! Своеобразный мир китайцев известен, а если скажу, что начинается обед конфектами и кончается супом, то достаточно выражу противоположность всему русскому. Мы гордимся изобретением самовара, но едва ли это верно: мы придумали только дать другое употребление самовару. Самовар с незапамятных времен употребляется китайцами, но не для чая, как у нас: у них кипящий самовар подается последним блюдом за обедом. В самоваре кипела разная зелень и коренья; каждому из нас подали на блюде тонко, претонко нарезанные ломтики сырого фазана; каждый палочками брал ломтики, опускал в кипящий бульон и, подержав недолго, кушал. Право, это недурно. Самовар прекрасной формы, не так давно и Тула переняла эту форму. Пили китайцы не больше наперстка, но пили очень часто, пили спирт из риса - как огонь острый, думаю, градусов до 70-ти. Невзирая, что я был предупрежден рассказами и чтением, но был очень удивлен миром другой планеты! Был с визитом у дзаргучея , очень важный и очень вежливый китаец. Обедал у него в какой-то их праздник, было 113 блюд, порядки одни. Я заметил, что у дзаргучея акцент и даже голос разговора не похож на других; мне сказали, что эта манера говорить употребляется при дворе, где дзаргучей был чиновником. У одного китайца, как оказалось, полицейского дзаргучея, уши в стеклянных футлярах. Китаец на вопрос объяснил: "Русские, когда худо видят, то носят стекла на глазах; я худо слышу, тоже надел стекла на уши". Видимо, физика не процветала в Китае. Известно, что китайское правительство запретило женщинам быть в Маймачине , для того чтобы не ссориться с русскими, потому что история Китая рассказывает, что все ссоры, войны происходили из-за женщин. Это доказывает, что китайские женщины - не другой планеты! Возвратился в Троицкосавск . Там в это время жил барон Шиллинг фон Канштадт . Этот действительный статский советник приехал из Питера для изучения религии Далай-Ламы. Известно было, что этот барон - отец всех наук и брат мудрости. Вечерком я сделал ему визит; прося лакея доложить, получил ответ:

- Барону, его превосходительству, не докладывают, пожалуйте. Цивилизованный лакей годился бы в старинную французскую комедию. В небольшом домике, в первой низенькой комнатке, около стола, спиною к дверям, сидел толстяк в халате; против него, у того же ломберного стола, наклонился через стол [гость] в одежде священника; оба рассматривали какую-то брошюрку на китайском языке. Тихо войдя, слышу - говорит барон:

- Да вы, отец Иакинф, обратите внимание, не кабалистика ли это? Я стал за креслом барона, оба так были углублены в книжку, что не обратили внимания на мой приход. Стал и я смотреть на книжку, мне казалось неприличным прервать интересное рассуждение. Вижу, книжка вся состоит из цифр в несколько рядов с китайскими буквами. В это время барон переворотил листок, я увидел сбоку чертеж сферического треугольника с отметками известных и неизвестных. Дело знакомое, я сказал:

- Да это логарифмы! Барон обернулся ко мне и, не вставая, - что, кажется, едва ли и возможно было, - подал руку и самой приветливой манерой усадил меня к столу и представил отцу Иакинфу. В две, три минуты я чувствовал себя коротко знакомым, так привлекательна была манера барона, а я подумал: вот удалось одним камнем убить два воробья: хотелось видеть монаха Иакинфа Бичурина , да не знал как. Тотчас потребовалось от меня объяснение, что я разумею под названием логарифм и почему я признаю эту непонятную книжку, над которою они ломают голову, "логарифмами" Я объяснил до подробностей употребление логарифм и даже объяснил способ вычисления их. Оказалось, брошюрка издана иезуитами в Пекине. Любезность барона наименовала меня ученым. Скоро барон овладел разговором и с гордостью хвастал, что он считал громадным успехом приобретение Ганжура и не теряет надежды приобрести Данжур, что Европа не имеет ничего подобного и проч. и проч. Эти Ганжур и Данжур , в религии Далай-Ламы - почти то же самое, что у папы костёльное право , одно пространное, другое сокращенное.

Ссылки:

  • СТОГОВ Э.И. В ИРКУТСКЕ ПО ДОРОГЕ С КАМЧАТКИ 1829-1833
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»